Приветствую Вас Пробегавшая мимо мамочка | RSS
Суббота
27.05.2017, 16:38
Главная Воспитание как процесс - Форум Регистрация Вход
Добавить в избранное На форуме новые конкурсы! Активнее принимаем участие!
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Bol-ulik, Wantal 
Форум » Я - МАМА! » Воспитание малыша и занятия с ним » Воспитание как процесс (В данной статье расскажем о воспитании)
Воспитание как процесс
Двойняшки Дата: Четверг, 03.12.2009, 23:27 | Сообщение # 1
Admin
Имя: Юлия
Дети: Владик и Тёма
Группа: Администраторы
Сообщений: 6908
Репутация:




За хорошую посещаемость на форуме
Воспитание как процесс

Обеспечение результативности воспитательных усилий, направленных на формирование личности в школьном возрасте, требует адекватной организации процесса воспитания. Чтобы осуществить это требование, необходимо рассматривать педагогику как науку о воспитании личности. Педагогика есть философия воспитания. Личность и процесс ее формирования составляют предмет педагогики. Содержательность абстракции "процесс воспитания" обеспечивает развивающаяся личность, ее закономерности, особенности. Только из анализа развития личности как целостного процесса можно вывести принципы, особенности воспитания, представить его структуру. Произошло смещение акцентов фундаментального положения об обусловленности развития личности в онтогенезе конкретными социальными условиями. В 20 —30-е гг. определяющее значение для педагогики имело сформулированное А. С. Макаренко положение о том, что "человек не воспитывается по частям, он создается синтетически, всей суммой влияний, которым он подвергается "В настоящее время выдвинуто и обосновано принципиальной положение о неравномерности развития человека (А. А. Бодалев). Оно существенно углубляет и конкретизирует сложившиеся в практике воспитания представления. Прежде всего это касается переходов количественных накоплений (духовных, интеллектуальных и пр.) в качественные изменения характеристик личности, которые осуществляются не одновременно. Совершенно очевидно, что понимание отмеченных процессов возможно лишь на основе системного подхода к анализу реальностей воспитательного процесса.
Теория системного подхода в психологии намечена Б. Ф. Ломовым. Не вдаваясь в подробности господствующих в настоящее время теоретических схем, приведем точку зрения К. А. Абульхановой-Славской на различия в понимании принципа системности у А. Н. Леонтьева и Б. Ф. Ломова. (Нельзя не заметить в скобках о том, что педагогике еще далеко до того накала борьбы и кипучей активности интеллектуалов, которая "имеет место" в психологии и позитивно сказывается на поступательном движении этой отрасли человекознания). Это различие заключается в том, что Б. Ф. Ломов через принцип системности раскрывает множество оснований, а потому и обозначает возможность множества переходов от одного соотношения личности и деятельности к другому. У А. Н. Леонтьева понимание деятельности не отражает всей сложности соотношений личности и деятельности, задавая ей линейную логику. Именно этот момент в концепции Леонтьева, по мнению Абульхановой-Славской, оказывается "неразрешимо запутанным". Нетрудно обнаружить позицию автора приведенного рассуждения, как впрочем, и того, кто им воспользовался.
В работах отечественных педагогов показано, что процесс воспитания имеет специфическую структуру.
Ф. Ф. Королев представляет воспитание как относительно устойчивую систему. Эта система является диалектико-противоречивым единством множества элементов, сторон, отношений, взаимодействие которых есть условие существования и развития как системы в целом, так и ее компонентов.
Б. Т. Лихачев выводит "объективно действующие законы воспитания" из ситуации: ребенок — сознательно действующий взрослый — отношение ребенка к действительности. Структурные элементы воспитания как общественно-исторического явления таковы: объективные и субъективные воспитательные факторы, которые определяют становление личности; социальный опыт, подлежащий передаче подрастающему поколению; многообразная деятельность ребенка, направленная на усвоение социального опыта и превращение его в личное достояние. Структура собственно педагогического процесса анализируется с двух точек зрения: судя по форме и содержанию. Обязательными компонентами структуры педагогического процесса являются: цель воспитательной деятельности, педагог, формирующаяся личность (детский коллектив), деятельность, отношения. Результат воспитательного процесса выражается в отношениях, а их характер служит критерием воспитанности ребенка.
А. П. Сидельковский придерживается системно-структурного подхода к анализу воспитательного процесса как совокупности специфических отношений. Исходная "клеточка" его рассуждений — "единичное воспитательное отношение". Элементы целостного воспитательного процесса составляют тройственную структуру. Тройственную структуру воспитания следует понимать как единство ведущего (педагогического) и ведомых (предметных и взаимных) элементов. В этом же проявляется отличие педагогического процесса от, скажем, общесоциального. В любом воспитательном отношении представлены три члена: субъект, объект и способ связи. (Строго говоря, за "объектом" воспитательного процесса признается относительная "субъективность").
В каждом отдельном воспитательном отношении воспроизводится система "субъект — способ связи — объект". В системе элементов педагогического отношения как проявления "субъектно —объектных" связей преобладает субъективность учителя, воспитателя. Субъективность воспитуемого неполная, она зависит от субъективности педагога. Что касается двух других воспитательных отношений, то они рассматриваются с аналогичных позиций.
Н. М. Таланчук для анализа и совершенствования воспитательного процесса предлагает использовать подходы, основу которых составляют: во-первых, концепция доминантности развития и воспитания личности; во-вторых, диспозиционная концепция эффективности воспитания: в-третьих, системно-функциональная концепция эффективности воспитания. Воспитание определяется как процесс "функционального взаимодействия воспитателя и воспитанника, процесс развития ученика под влиянием педагогических воздействий". Система воспитательных функций складывается из видов педагогической деятельности. Основные воспитательные функции: целевая ориентация, диагностическая, планирования, мобилизационно-побудительная, коммуникативная, организаторская, формирующая, координации и коррекции, контрольно-оценочная, совершенствования.
Э. И. Моносзон под системой воспитания понимает объединение воспитательных воздействий в единое целое, которое обеспечивает развитие отдельных качеств личности, становление всех ее сторон в их гармоничном сочетании. Важнейший элемент понятия "воспитание" — это включение детей в систему общественных отношений с целью формирования социально необходимых качеств личности.
Б. П. Битинас процесс воспитания представляет как взаимосвязанную цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых конструируется с учетом результативности предыдущей. В качестве элементарной "клеточки" воспитания выделяется динамическая воспитательная ситуация.
Ю. П. Сокольников рассматривает воспитание как многоуровневую систему, состоящую из различных по своим функциям и объему воспитательных систем. Основной элемент воспитания —"воспитательное взаимодействие", т. е. взаимодействие воспитанника с воспитателями, сверстниками, окружающими людьми, а также с предметами, в ходе которого происходит усвоение им тех или иных элементов социального опыта, человеческой культуры. Это взаимодействие непродолжительно, но из их совокупностей складывается воспитательный процесс. Воспитательные взаимодействия рождаются в ходе включения учащихся в воспитательные отношения. Воспитанник становится одновременно и субъектом, и объектом такого взаимодействия, так как без его активности воспитательные результаты недостижимы.
В. И. Андреев в качестве родового понятия при определении воспитания предпочтение отдает понятию "деятельность". Воспитание — это один из видов человеческой деятельности, ведущей функцией которой является педагогическое управление игровой, учебной, трудовой, общественной и другими видами деятельности и общения воспитанников с целью развития у них социально значимых свойств и качеств как отдельной личности, так и их коллективов.
Завершая краткий обзор, отметим, что в педагогике анализ процесса воспитания осуществляется с различных позиций, разрабатываемых преимущественно в русле системного подхода. Вместе с тем наиболее полным аналогом системного подхода применительно к педагогике является деятельностно-личностный подход, который обеспечивает целостность анализа развития личности в школьном возрасте и закономерностей ее формирования, а также позволяет рассмотреть личность как субъект деятельности (Б. Г. Ананьев). В целом деятельностно-личностный подход в воспитании выражается: а) в признании деятельности основой духовно-практического освоения личностью объективного мира и его адекватного отражения в сознании человека; б) в осуществлении целостности воздействия на интеллектуальную, эмоционально-волевую и действенно-практическую сферы жизнедеятельности личности; в) в индивидуализации воспитательного процесса; г) в комплексном анализе педагогического процесса.
С позиций предложенного подхода процесс воспитания выглядит следующим образом. Прежде чем приступить к непосредственному анализу, обратим внимание на то, что в основе рассмотренных выше схем лежат принцип деятельностного подхода. Между тем и психологией, и педагогикой все яснее ощущается потребность в его переосмыслении ( К. А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, В. С. Ильин и др.). Достаточно распространенный упрек, адресуемый деятельностному подходу, заключается в том, что не субъект, так или иначе формирующий цель деятельности, придает ей определенную направленность, а именно предмет деятельности. В этом случае субъект оказывается подчиненным предмету его деятельности, в то время как сущностная связь субъекта и деятельности выявляется тогда, когда ведущей в анализе выступает категория субъекта.
В отличие от имеющихся в педагогике подходов, более продуктивным при изучении, анализе, организации и построении процесса воспитания будет путь, основанный на анализе содержания результатов (а) взаимодействия субъекта и объекта воспитания. Основной элемент ("клеточка") процесса воспитания должен отвечать следующим требованиям: 1) простоте вычленения; 2) наличием методического аппарата корректной диагностики; 3) осязаемости результата. Сформулированным требованиям в досточной мере отвечает поступок. В психологии поступок выделен в качестве исходной единицы личности. В этике и педагогике поступок рассматривается как единица поведения. Обратимся к свидетельствам А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского
A. С. Макаренко: "Я считаю, что каждый советский педагог, каждый советский человек от каждого советского нормального гражданина и ребенка должен требовать нормального поступка".
"Логика достижения цели всего коллектива, утверждающая, что без дисциплины коллектив своей цели добиться не может.., такая логика будет первым камнем, положенным в основание определенной теории поступка, т. е. определенной теории морали".
B. А. Сухомлинский: "Как грамотный человек читает слово, не останавливаясь мыслью на каждой букве, так для нравственно воспитанного человека благородный поступок не нуждается в логическом обосновании идеи, сущность которой выражает этот поступок. Но как чтение слова невозможно без знания букв, так и нравственная убежденность невозможна без поступков".
"На основе поступков формируются моральные убеждения требующие уважения интересов людей".
В человеческом поступке выражается результат общественных отношений. Это позволяет считать поступок единственным критерием воспитанности личности, уровня ее сформированности. В поступке субъект объективируется, т. е. происходит процесс объективации субъекта. В объективировании в процессе перехода в объект формируется сам субъект (С.Л. Рубинштейн). Но объективация — это лишь один этап в развитии субъекта, за которым следует другой —этап сохранения приобретенного качества, необходимого для перехода на новую ступень развития. Мы, таким образом, пришли к выводу, что диалектику развития человека выражают "субъект—объект—субъектные" отношения.
В педагогическом плане предложенный подход приводит к пересмотру традиционного взгляда на процесс воспитания с качественно иных позиций. Традиционная педагогика рассматривает воспитание как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые. Однако недостаточно внимания обращалось на заключительную часть формулировки, предполагающую субъективность объекта. (Ведь ни у кого же не возникает сомнений в том, что ребенок выступает субъектом складывающихся в коллективе отношений). Мысль о том, что личность в процессе воспитания из "объекта" превращается в "субъект", в самом общем виде высказывалась А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским и другими видными педагогами. Ее нетрудно обнаружить и в трудах современных ученых (Б. Т. Лихачев, А. П. Сидельковский и др.).
Широкая педагогическая практика показывает, что к подростковому возрасту ребенок приобретает качества субъекта, наращивая в дальнейшем потенциал "субъективности". Как субъект, воспитанник приобретает многосторонность, оказывая относительно целенаправленное воздействие на других (младших, сверстников, порой старших и даже родителей), являющихся для него "объектами".
Таким образом, воспитание—это социально обусловленная самоорганизующаяся система целенаправленных педагогических воздействий, в процессе которых происходит субъективирование ребенка через его объективирование в поступке (результате, продукте деятельности), обеспечивающее формирование личности как целостного субъекта социальных отношений.







(MIFiD) (Аня)
 

 

Форум » Я - МАМА! » Воспитание малыша и занятия с ним » Воспитание как процесс (В данной статье расскажем о воспитании)
Страница 1 из 11
Поиск:

Сегодня были:
Самые активные мамочки:
  • Двойняшки
  • Bol-ulik
  • Аня
  • MIFiD
  • Франческа
  • Вика
  • Оленька
  • мамашка
  • Lexema
  • Радость


  • Сайт о материнстве и детях "Кроха" © 2017


    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
    Добавить сайт в "Избранное"
    Чат нашего форума!
    Для добавления необходима авторизация
  • Главная страница
  • Фотоальбом
  • Каталог статей