Кудряшова Татьяна Александровна, учитель начальных классов Выдающийся русский учёный-лингвист академик Л.В. Щерба ещё в 20-е годы прошлого столетия писал: “Хорошая тетрадь, грамотное письмо, чёткий почерк возможны при большой внутренней дисциплине и подтянутости”.
Поэтому, от того, какие навыки у ребёнка будут заложены в самом начале обучения, зависит его дальнейший успех в учёбе.
Известно, что развитие интеллектуальных способностей, в том числе и речи, тесно связано с развитием мелкой моторики руки. Поэтому уже при подготовке детей к школе нужно уделять должное внимание таким видам работы как: штриховке, раскрашиванию, лепке из пластилина, играм с мозаикой и мелким конструктором. Всё это поможет избежать затруднений в овладении навыком письма.
Ещё, очень часто бывает так, что ребёнок, придя в 1 класс, не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задания, невнимательно слушает учителя, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Это говорит о том, что у ребёнка не очень хорошо развиты психические процессы. Поэтому ещё в дошкольном возрасте очень важно сформировать все эти процессы на нужном уровне, чтобы в дальнейшем у ребёнка не было никаких затруднений в обучении.
Я предлагаю вашему вниманию собственную авторскую работу – развивающую пропись.
Задания прописи я разработала с учётом всех развивающих процессов:
* наглядно-образное мышление;
* произвольное внимание;
* память;
* зрительное внимание;
* упражнения на закрепление цветовой гаммы;
* быстрое запоминание изученной буквы;
* развитие мелкой моторики и координации движения руки;
* написание печатного и письменного образа буквы по шаблону;
* задания на нахождение одинаковых групп букв, что развивает внимание;
* специальные упражнения для предупреждения дисграфии.
По этой прописи я готовлю детей к школе уже 3-ий год. Результаты великолепные.
Эту пропись предлагаю использовать в своей работе преподавателям, которые готовят детей в воскресных школах, воспитателям детских садов, гувернанткам, родителям во время домашних занятий с детьми. А также эта пропись окажет огромную помощь учителям, работающих в 1-ых классах. Ведь в 1 классе ученики бывают с разными возможностями овладения письмом. У одних получается всё легко и быстро, у других – хорошо, но немного медленнее, а у третьих многие элементы букв получаются плохо независимо от того, быстро или медленно они выполняют работу. Вот на этом-то этапе и нужно бывает применять индивидуально-дифференцированный подход. И как раз здесь помогут эти дополнительные материалы прописи как на уроке, так и после него.
Коротко опишу структуру работы по этой прописи.
По убедительной просьбе родителей, я разработала содержание листа так, чтобы можно было работать с детьми на занятии в группе или классе и чтобы дети самостоятельно со своими родителями могли закреплять изученный материал дома.
Каждой букве посвящён 1 лист.
На занятии дети работают до “Заданий для закрепления”. Все аналогичные задания, которые даны в “заданиях для закрепления” я прорабатываю на каждом занятии со всеми детьми вместе, объясняя всё подробно и поэтапно.
Ребята уже знакомы, как выполняется то или иное задание и поэтому в домашних условиях взрослый только контролирует правильность выполнения подобных заданий. Все задания выполняются детьми с огромным удовольствием.
Какие же цели преследуют все предложенные “Задания для закрепления”?
1 задание
Цель: по предложенному рисунку развивается быстрое запоминание образа буквы, таким образом, формируется зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, память.
2 задание
Цель: написание по шаблону развивает правильное написание печатного и письменного образа буквы, также способствует развитию моторики и координации руки;
3 и 6 задание
Цель: систематическое выполнение таких заданий способствует развитию зрительного внимание, предупреждают дисграфию в дальнейшей орфографической грамотности;
4 задание
Цель: развивает зрительное восприятие, внимание, знание цветовой гаммы, координацию и моторику руки;
5 задание
Цель: нахождение одинаковых групп букв способствует развитию зрительного внимания, наглядно-образного мышления.
Примечание:
Обучение чтению детей провожу по букварю Н.С. Жуковой и поэтому слова из 6 задания подобраны по мере изучения букв по этому же букварю. Учитель может сам изменить слова, если работает по другому пособию для обучения чтению, а технологию работы оставить ту же.
К структуре ведения занятий по этой прописи можно подходить творчески!!!
Успехов Вам, дорогие педагоги и родители!!!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. В.Волина “Учимся играя” - Москва “Новая школа” 1994г.;
2. М.И. Кузнецова “Учимся писать буквы”- издательство “Омега” 2005 г.