Потребительский ликбез: как правильно покупать обувь
Покупка обуви – дело ответственное. Ведь если приобрести неудобную, а главное, некачественную обувь, то о последствиях такой «прогулки» можно только догадываться.
Как ни жаль, но лето стремительно близится к концу, и впереди – серая и дождливая осень. А ведь смена сезона означает и смену гардероба, который, естественно, начинается с обуви.
Для того чтобы замена новой обуви не превратилась в «хождение по мукам», нужно просто знать свои права.
«В июле 2008 года «Закон о защите прав потребителей» претерпел некоторые изменения, – рассказывает Светлана Янкина, главный специалист-эксперт «Роспотребнадзора» по Омской области. – В частности, они коснулись главы 2 «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям». В ней определены сроки предъявления претензий к продавцу».
Потребитель, купивший обувь надлежащего качества, которая просто не подошла ему по размеру, фасону, цвету и т. д., вправе обратиться по месту приобретения товара в течение 14 дней с момента покупки и потребовать замены товара. В случае отсутствия подходящего варианта он может расторгнуть договор купли-продажи. Причем денежные средства покупателю продавец обязан вернуть в течение 3 дней. При замене товара сроки (по согласованию с потребителем) могут быть продлены до 30 дней. Данное требование покупателя будет правомерным, если товар не был в употреблении и на него сохранены чеки и ярлыки (т. е. он сохранил товарный вид).
Если приобретаемый товар уже был в употреблении или в нем устранялся недостаток, покупателю должна быть представлена информация об этом не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке, товарном чеке или иным способом). В данном случае он не вправе требовать замены товара либо расторжения договора купли-продажи по этим недостаткам. Но если в процессе эксплуатации выявились другие недостатки (скрытого производственного характера), то покупатель имеет право предъявить претензию продавцу в течение 2 лет со дня покупки.
Согласно закону РФ «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) вправе установить гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. В течение гарантийного срока продавец обязан принять товар с недостатками и провести проверку его качества, а в случае необходимости (при возникновении спора по причине появления недостатков) провести экспертизу. Потребитель имеет право присутствовать при проверке качества товара и экспертизе.
По состоянию на сегодняшний день АНО «Союзэкспертиза» ТПП РФ является единственной национальной российской компанией, входящей в Международную Федерацию Инспекционных Агентств. Для обеспечения исполнения поручений заказчиков на территории России АНО «Союзэкспертиза» имеет собственную систему дочерних компаний, объединенных в систему «СОЭКС-ХОЛДИНГ», которая теперь представлена и в Омской области.
Учредителями ООО «СОЭКС-Омск» являются Автономная некоммерческая организация АНО «Союзэкспертиза» Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (АНО «СОЭКС» ТПП РФ) и Омская торгово-промышленная палата. АНО «Союзэкспертиза» ТПП РФ («СОЭКС») является крупнейшей и старейшей в России независимой инспекционной компанией, работающей в области испытаний, экспертизы и сертификации товаров и услуг. soex.ru
«Что касается обуви, бывшей в эксплуатации, то в данном случае проводится потребительская экспертиза, – поясняет Татьяна Сагайдашная, заместитель директора ООО «СОЭКС-Омск». – Определяется качество товара, в том числе и бывшего в употреблении, по определению причин образования дефектов и/или процента снижения качества по наличию дефектов. Данный вид экспертизы осуществляется по заявкам физических или юридических лиц и проводится в присутствии обеих сторон (покупателя и продавца).
При помощи потребительской экспертизы потребитель сможет получить ответы на следующие вопросы:
• установить наличие и причину образования дефекта;
• определить качество изделия в целом;
• определить соответствие качества требованиям действующей на территории РФ нормативной документации;
• установить процент потери качества до наличия дефектов;
• определить процент потери качества;
• определить качество на основании результатов лабораторных исследований и др.».
Результатом работы эксперта будет акт экспертизы, составленный строго в соответствии с требованиями нормативных документов и законодательных актов, действующих на территории РФ. Акт экспертизы, составленный экспертами ООО «СОЭКС-Омск», является документом, достаточным для подачи искового заявления в суд. Если же продавец докажет, что недостатки в товаре возникли по вине покупателя, то покупатель обязан возместить расходы, связанные с проведением проверки качества товара и экспертизы продавцу.
В случае когда продавцом при продаже товара не установлен гарантийный срок либо недостатки проявились уже по истечении гарантийного срока, но в пределах 2 лет, продавец несет ответственность только в том случае, если потребитель докажет, что недостатки возникли по вине изготовителя.
Теперь поговорим о покупке уцененной обуви. Время от времени магазины «пестрят» просто умопомрачительными скидками, привлекая внимание прохожих и соблазняя их совершить покупку. Но ведь снижение цены не всегда означает, что товар имеет брак. В основном это происходит в период межсезонья. К примеру, как сейчас: на календаре август – самое время покупать осенние туфли, а босоножки и сандалии уже ни к чему. Поэтому магазины и начинают продавать летнюю коллекцию со скидкой. Но есть и товары, цена на которые снижена именно из-за наличия какого-либо дефекта.
Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества и его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
– соразмерного уменьшения покупной цены;
– произвести ремонт за счет продавца (по договоренности);
– замены на аналогичный товар марки (модели, артикула) либо на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
– расторжения договора купли-продажи.
Обратите внимание, что сроки рассмотрения и удовлетворения отдельных требований потребителя должны быть произведены в следующие сроки:
– расторжение договора купли-продажи – в течение 10 дней;
– замена товара – от 7 до 20 дней (при необходимости проведения экспертизы).
В случае проведения ремонта обуви продавцом гарантийные сроки продлеваются на этот период.
Важно знать: при покупке обуви обязательно обращайте внимание на ее внешний вид (симметричность парных деталей, высота каблуков, голенищ, сапожек, окрас кожи между полупарами); проверяйте наличие памятки с рекомендациями по уходу за изделием; следите за тем, чтобы к товару был приложен чек об оплате (кассовый и товарный) с указанием наименования продавца, магазина, товара, даты продажи.
Внимание! Когда обувь приобретается на рынке, продавец обязан выписать товарный чек. В случае покупки товара ненадлежащего качества именно там потребитель должен действовать так же, как и при покупке в магазине. Если же при обращении к продавцу возникли сложности, то покупатель вправе обратиться в администрацию рынка или в компетентные органы.
«Часто обращаются люди с жалобами на некачественную обувь: отклеилась подошва, сломался каблук, происходит миграция красителей (красится или линяет материал, из которого изготовлена обувь), – говорит эксперт Омского союза потребителей «Щит» Лидия Старосек. – Поэтому нужно хорошо и не торопясь мерить обувь в магазине, учитывая все сезонные особенности. Например, зимние сапоги нужно обязательно примерять на теплый носок».
Необходимо выполнять все рекомендации по правильному уходу за обувью (как устные, так и письменные). И тогда она прослужит не один сезон и не преподнесет своему владельцу неприятных «сюрпризов».