Развитие речи близнецов Правильное развитие речи ребенка связано, в первую очередь, с тем, сколько времени он проводит с родителями. Но у родителей близнецов, конечно, время всегда в дефиците. Общаться детки вынуждены прежде всего друг с другом. В результате их речевое развитие может быть замедленным, но это не означает отсталости: все можно исправить и наверстать.
Просто родители должны уделять общению с близнецами больше времени. Чем раньше вы заметите проблему, тем лучше – поэтому внимательнее прислушивайтесь к детскому лепету. Часто речь «нормализуется» сама собой, и к школьному возрасту близнецы догоняют сверстников. Помните о том, что развитие речи у детей протекает с индивидуальной скоростью. Однако советуем все же не пускать этот процесс «на самотек».
Иногда в близнецовых парах наблюдается явление, называемое «криптофазией». Дети изобретают автономную речь, непонятную окружающим. Обычно она состоит из смеси слов родного языка и придуманных малышами.
В целом, близнецы начинают говорить позже «одиночек». Если обычно ребенок произносит первые слова в возрасте около года, то близнецы, как правило, только в 2 – 2,5 года.
Мелкие дефекты речи у близняшек также нередки. Дети копируют тех, с кем общаются. Когда ребенок постоянно слышит неправильное произношение брата или сестры, он перенимает его речевую манеру. Так что не забывайте о помощи логопеда. Часто близнецы в разговоре пропускают окончания слов – оттого, что каждый первым спешит изложить родителям свои впечатления, боясь, что его «перебьют».
«Рецепты» правильного развития речи малышей просты. Родителям нужно находить время, чтобы пообщаться индивидуально с каждым из детей. Обращайте внимание на собственную речь, ведь сейчас она – основной пример для ребенка. Учите детей при разговоре внимательно слушать, не кричать и не перебивать друг друга. Не пытайтесь «договаривать» за них то, что они собираются произнести. Больше читайте детям, вместе с ними сочиняйте сказки и различные истории, можно о каких-либо предметах или словах, пробуждайте у ребят интерес к изучению родного языка. Чем чаще малыши будут общаться со сверстниками, тем более разнообразной будет их речь, тем скорее они откажутся от собственного «языка», придуманного для двоих.
Проблемы с развитием речи носят разный характер: они могут быть связаны с задержкой речевого развития или нарушениями его. При задержке речь развивается, как и при нормальном развитии, но более замедленно. Это вызвано обычно недостатком общения. Чтобы устранить задержки речевого развития, чаще всего хватает достаточно активного и правильного общения с ребенком – то есть, ему нужно создать насыщенную языковую среду.
Ускорить развитие речи поможет специалист-нейропсихолог. Он же установит, имеются ли у ребенка нарушения в развитии речи. Это уже более серьезная проблема, не только психологического, но и физиологического характера. Нарушения возникают, например, при неправильной работе мозга, что может быть вызвано осложнениями во время беременности и родов.
Чтобы развитие речи протекало нормально, нужно, чтобы правильно работали все отделы нервной системы. Требуется также нормальное развитие психических процессов - памяти, внимания, восприятия. При проблемах в любой из этих областей развитие речи может быть нарушено. При нарушениях речевого развития с неодинаковой скоростью протекают процессы, необходимые для правильной речи – то есть, у ребенка по-разному будет развиваться восприятие, понимание речи, запоминание слов, воспроизведение речи, формирование грамматически связной речи и т.д.
Например, малыш может хорошо воспринимать речь на слух, но не сможет правильно говорить. У некоторых детей, хорошо понимающих речь, наблюдаются проблемы с произношением; кому-то трудно построить грамматически правильное предложение; некоторые плохо запоминают новые слова или с трудом воспроизводят их в нужной ситуации. Чтобы устранить нарушения в развитии речи, нужна длительная коррекционная работа. Просто создать насыщенную языковую среду, как в случае с задержкой речи, здесь недостаточно, поскольку причины лежат глубже. Если даже вы устраните недостатки в разговорной речи, это не решит трудностей с чтением и письмом.
Помните также о проблемах, связанных с разными речевыми возможностями близнецов. Часто у одного из детей речь развита лучше, а второй – более «слабый», с задержками или даже нарушениями развития. Тогда более сильный ребенок соперничает за внимание родных, спешит «опередить» соблизнеца, у которого есть задержки или нарушения развития, и начинает во всем доминировать над ним. Родителям необходимо вовремя заметить такую ситуацию.