Приветствую Вас Пробегавшая мимо мамочка | RSS
Среда
03.06.2020, 09:15
Главная Альтернативное детство, или Вальдорфская педагогика - Форум Регистрация Вход
Добавить в избранное На форуме новые конкурсы! Активнее принимаем участие!
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Раннее развитие » Развивающие методики » Альтернативное детство, или Вальдорфская педагогика
Альтернативное детство, или Вальдорфская педагогика
Аня Дата: Вторник, 19.05.2009, 17:51 | Сообщение # 1
Мамочкин помошник
Имя: Анна
Дети: Варюша, Владик, Алиса
Группа: Супер модераторы
Сообщений: 1907
Репутация:




За хорошую посещаемость на форуме
Ребенок, который учится работать руками, становится исполнителем.
Ребенок, который учится работать руками и головой, становится создателем.
Ребенок, который учится работать руками, головой и сердцем, становится творцом.

Руки, голова, сердце

Малыш, который совсем недавно казался крошечным, теперь уже не держится за мамину юбку и даже говорит: "Я сам". Он любит по двадцать раз в день рассказывать наизусть стишок "Милый котик сел на плотик, моет ротик и животик". Он подружился с соседским карапузом. У него уже есть любимые сказки и игры. В песочнице он подрался из-за синего совочка. Он взрослеет.
Мамочки малышей-ровесников с детской площадки вовсю обсуждают, в каком детсаду ребенку будет лучше: в одном - каждый день кормят ананасами, в другом - учат английскому, в третьем - как раз набирает группу самая добрая в мире воспитательница. Куда же податься?
В поисках ответа на этот вопрос я набрела на вальдорфскую педагогику, которая не спешит нагружать малое дитя иностранными языками и математикой, а предлагает сначала научить кроху осознавать себя в мире, воспитать его яркой, свободной личностью.
А начинают вальдорфцы с заботы о трех человеческих сущностях: теле, душе и духе. Иными словами, педагоги рассматривают ребенка как целостного, гармоничного человека во всех его проявлениях - интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.
Рудольф Штайнер, австриец по происхождению, ученый, художник и философ, основал первую вальдорфскую школу в1919 году в немецком городе Штутгарте. В ее основе - глубокое понимание внутреннего мира ребенка: кто он, как развивается, как откликается на воздействие окружающего мира. Задача такого образования - разностороннее развитие малыша. Обучение, в которое включены и руки, и голова, и сердце. Обучение, которое не загружает детскую память, требуя от дошкольника механического запоминания стихотворения, алфавита, порядка чисел. Может быть, поэтому вальдорфским педагогам удается сохранить и приумножить в каждом ребенке искреннюю любовь к учению?

Ребенок копирует и подражает

Согласно вальдорфской концепции, развитие ребенка идет семилетними циклами. И первое семилетие - самое важное. Оно является фундаментом для дальнейшей жизни, в нем закладывается основа для здоровой сильной воли в чувствах, мыслях, поступках и стремлениях. В ребенке формируются самые глубокие пласты и уровни личности. Именно поэтому на первый план выступают не формальные требования к знаниям, а человеческие отношения с воспитателем, общее самочувствие малыша в детском саду, атмосфера в группе. Развитее ребенка начинается с восприятия - увидеть, пережить, удивиться. Так приобретается жизненный опыт, потом на его основе делаются выводы и строятся теории.
Малыш в этом возрасте - единый орган чувств, он открыт окружающему миру, впитывает его, словно губка. Все хорошие и плохие поступки, радость и гнев, мимика и интонации взрослых - все это ребенок воспринимает, и, подражая, обучается.

Малыш постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Ему, как существу, наиболее близкому к естественным законам природы, свойственно подражание, то есть неосознанное копирование поведения. Поэтому в вальдорфских детских садах нет деления на группы: младшую, среднюю, старшую. Есть разновозрастная группа, в которой дети от 3,5 до 6 лет живут, как в большой семье. Маленький ребенок стремится подражать старшим, участвовать во всем, что они делают, и обучаться. А дети постарше подражают воспитателю и закрепляют свои навыки, помогая малышам.

Ритмы жизни

В детском саду дети живут в ритме дня, недели, года. Причем эта ритмичность не является каким-то надуманным педагогическим изобретением, а соответствует великой мудрости наших предков: жить в согласии с тем, что нас окружает, что было и будет всегда, независимо от нас и наших желаний, - явлениями природы, сменой времен года.
Ритм является носителем здоровья, с ритмом связаны все жизненные процессы. И если создать для ребенка определенный ритм, дать возможность проживать неизменную последовательность событий своей жизни, то он обретет уверенность и спокойствие. Ритм недели связан с повторяющимися по одним и тем же дням занятиями.
Годовой ритм связан со сменами времен года - зимой, весной, летом и осенью. Каждый сезон приносит с собой особенные чувства, которые воспитатель передает детям в игре, хороводе, стихах, песнях, занятиях рукоделием и живописью. Например, зимой дети лепят из теплого воска, который передает малышам чувство защищенности и уют. Летом ребята рисуют акварельными красками, которые несут с собой свежесть и прохладу. Весной, когда природа пробуждается, воспитатель рассказывает о том, что пришло время обработки земли, и малыши на детской площадке делают свои грядочки и сажают пшеницу, мастерят изделия из дерева, лозы, шерсти, ткани. Так дети переживают настроение сезона, и из этого сопереживания рождается чувство близости с природой. Завершение каждого сезона, целой эпохи для ребенка, всегда отмечают особенным праздником, который не готовят заранее и не репетируют изо дня в день. Он как бы рождается сам собою и становится кульминацией всех чувств. И самое лучшее угощение на нем - это пироги, выпеченные детскими ручонками из муки, которую они сами смололи из пшеницы, которую они сами вырастили!

Жизнь в сказке

Ну а самый главный праздник для каждого ребенка - это, конечно же, его День Рождения. Малыш принимает поздравления, сидя на троне. А воспитатель рассказывает сказочную историю о появлении на свет именинника - о появлении не как случайном событии, а как о долгожданном подарке любящим родителям от Ангела-хранителя, который будет сопровождать ребенка всю жизнь и помогать ему в самые трудные минуты...

"Вдох" и "выдох"

Режим дня в вальдорфском садике связан с "вдохом" и "выдохом". "Вдох" - это время, когда воспитатель занимает внимание детей: хоровод, сказка, живопись, лепка, пальчиковые и жестовые игры. "Выдох" - это свободное время малышей, которое связано с игрой или деятельностью взрослых. Например, воспитатель делает игрушки, шьет, вяжет или рисует, а ребятишки, заинтересовываясь его занятием и подражая ему, тоже втягиваются в работу. Это может быть подготовка к празднику, рукоделие, плетение корзин, рисование мелками, выпекание булочек. Детям не задают определенной темы, и нет никакого давления извне. Стимул - только интерес ребенка, его фантазия, всячески поддерживаемые и развиваемые взрослыми.

Как же строится вальдорфский день? Первый "вдох" - это утренний круг, ритмическая игра-действие, в которой дети вместе с воспитателем проговаривают и поют какой-нибудь игровой сюжет. Такой способ занятий позволяет малышам, непоседам и егозам, соединить свои возрастные особенности с занимательными речевыми упражнениями в виде игры. Дети копируют определенные движения-жесты воспитателя, ритмически двигаются. Повторяя эти игры каждый день в ненавязчивой форме, ребята запоминают стихи и песни. У них развивается память, а движения день ото дня становятся более четкими и скоординированными. Каждую неделю малыши узнают новую сказку, которую воспитатель рассказывает или показывает в виде театрального мини-представления. Дети, подражая взрослому, не только сами начинают рассказывать эти сказки, но и придумывают новые. Развиваются и музыкальные способности малышей, слух и чувство ритма - ведь в группе много поют. А пение воспитатель сопровождает игрой на флейте, ксилофоне, лире или другом народном инструменте. Так, благодаря игре, сказкам и музыке, решается одна из главных задач воспитания маленького человечка - созвучие души и тела.
Пальчиковые и жестовые игры, которыми малыши занимаются после дневного сна (это второй "вдох"), развивают мелкую моторику рук и речи. Ведь каждый пальчик, как и все человеческое тело, имеет свое представительство в коре больших полушарий мозга, которые расположены очень близко к центрам речи. Так, благодаря интересным занятиям, у малышей развивается речь.
За "вдохом" следует "выдох" - подвижные игры, координирующие движения и чувство равновесия, и игры-ожидания… Что это такое? Представьте: воспитатель в один тканевой мешочек насыпает, например, кофейные зерна, в другой - каштаны, в третий - соль (вариантов очень много). А детишки по внешнему виду мешочков, ощупывая их, и запуская ручонки во внутрь, стараются угадать, что же там спрятано. Такие игры развивают интуицию, осязание и внимание.

Детское искусство

Один раз в неделю в группе проводят занятия различными видами искусства. Это и живопись акварельными красками, и рисование цветными восковыми мелками, и лепка из пчелиного воска или воскового пластилина. Сначала малыши разогревают воск в своих ручках, а когда он становится теплым и более пластичным, то сам начинает согревать маленькие пальчики. Лепка развивает моторику и чувствительность кистей и пальцев.
Во время рисования или, правильнее, "игры с красками", детям не задают общей темы, их воображение не привязывается к заданному шаблону. Воспитатель лишь побуждает малышей к творческому фантазированию. И если рисунки малышей обычного детсада впоследствии мало чем отличаются друг от друга (и ничего удивительного - там хвалят за похожесть, приводя в пример "правильные", "хорошие" рисунки), то в вальдорфской группе все дети рисуют так интересно и своеобразно, что удивляют даже специалистов. Ведь каждый ребенок одарен врожденным талантом не просто слышать звуки или видеть цвета, но и душой откликаться на их воздействие.
Очень важно, что детское творчество воспитатель не оценивает как хорошее или плохое. Собственное произведение всегда нравится ребенку, и это дает ему желание продолжать творить, не оглядываясь на то, похож его результат на образец или нет.

Игра в камушки

Игрушки в вальдофских садиках рукотворны или природны. Это камушки, нитки, желуди, деревянные кубики, вязанные или шитые самодельные куклы и фигурки животных. Они позволяют малышу пофантазировать, додумать что-то свое, сочинить новую сказку, в отличие от детально прорисованных пластмассовых игрушек, не оставляющих шанса для детских "придумок". Но не только самоделки учат детей смотреть и видеть, чувствовать и понимать происходящее вокруг, осознавать причинно-следственные связи - помогает и тесное общение с реальным миром. Воспитанники вальдофских дестких садиков и школ (которые существуют более чем в ста странах мира), выращивают на грядках пшеницу и пекут из нее хлеб, прядут нитки и ткут из них ткань, трудятся в кузнях и ухаживают за животными. "Вальдорфские" дети получают гораздо более широкое и глубокое представление об окружающем мире, чем те, что часами просиживают за компьютером или обучаются по изготовленным для них взрослыми формальным пособиям.

Кстати

Обстановка игровой комнаты - естественна и гармонична. Деревянные стеллажи, столы, полки, маленькие плетеные стульчики, корзины с игрушками. Легкие и пестрые натуральные материи, из которых можно соорудить и "халабуду", и плащ рыцаря, и наряд принцессы. Здесь нет пластмассы и синтетики. Стены, занавеси, пологи на деревянных кроватках - в нежной розовой гамме, наиболее естественной и полезной для маленького ребенка.

На заметку

Многих пугает то, что в вальдорфском садике не занимаются ранним обучением математике, письму, чтению. Но если предлагать малышу заучивать готовые знания, разве он станет от этого мудрее? Вальдорфская педагогика способствует развитию и мышления, и воображения, и характера. Представьте, например, какие мыслительные и творческие процессы происходят в ребенке, придумывающем и собственноручно "строящем" свою сказку!








 

 

Аня Дата: Вторник, 19.05.2009, 19:24 | Сообщение # 2
Мамочкин помошник
Имя: Анна
Дети: Варюша, Владик, Алиса
Группа: Супер модераторы
Сообщений: 1907
Репутация:




За хорошую посещаемость на форуме
Вальдорфские детские сады

Дети собираются в течение первого часа после открытия детского сада. Малышей передают с рук на руки, старшие сразу оставляют своих матерей, некоторые совершенно самостоятельно или небольшими группами входят внутрь. Сняв верхнюю одежду и надев тапочки, они здороваются с воспитательницей, которая всегда в это время чем-то занята. Малыши охотно остаются подле нее - наблюдая за ее работой или помогая, - старшие же бегут дальше и начинают играть. Они составляют столы и этажерки, развешивают занавески - устраивают жилище.
Воспитательница - полюс покоя среди этой шумной суеты. Из множества повседневных занятий она выбирает простые и обозримые, которым дети легко подражают: стирка, выпечка хлеба, приготовление завтрака и т.д. Временами она оставляет свое рабочее место, чтобы отпраздновать с группой детишек день рождения куклы, или, скажем, совершить путешествие на пароходе, или кому-нибудь помочь.

Ежегодные христианские праздники тоже занимают значительное место и образуют кульминацию детсадовских будней. Поскольку довольно длительное время изо дня в лень повторяются одни и те же игры и песни, у детей исподволь накапливается большой запас игр и песен. В иных детских садах этим ритмическим играм предшествует так называемый "утренний кружок", в котором читают молитвенные изречения и поют утреннюю песню. В большинстве же детских садов этим подводится итог первой половины дня.
Потом все идут завтракать. Завтрак включает хлеб, мюсли или другие злаковые блюда; в дополнение к этому фрукты или морковь и чай.
Весь день разделяется, таким образом, на два больших временных промежутка, в течение которых дети занимаются деятельностью сообразно их возрасту.
Побуждением к этому служит богатый игровой материал, а также пример воспитательницы, которая, как мать в доме, попеременно занимается всевозможными необходимыми домашними делами. Кроме приготовления завтрака, выпечки хлеба, сюда относятся также штопка, глажение, починка игрушек или художественная деятельность, например рисование акварелью. Благодаря такому широкому диапазону деятельности достигается, что каждый ребенок в свое время и по-своему находит для подражания именно то, что отвечает его развитию. То есть выбор, чему и как подражать, предоставлен ребенку. Два коротких периода отведены совместной деятельности (ритмические игры и завтрак, а также слушанье сказки). Переход от свободных игр к общим занятиям представляет собой как бы глубокий вдох и выдох.










Сообщение отредактировал Аня - Среда, 20.05.2009, 15:23
 

 

Форум » Раннее развитие » Развивающие методики » Альтернативное детство, или Вальдорфская педагогика
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Сегодня были:
Самые активные мамочки:
  • Двойняшки
  • Bol-ulik
  • Аня
  • MIFiD
  • Франческа
  • Вика
  • Оленька
  • мамашка
  • Lexema
  • Радость


  • Сайт о материнстве и детях "Кроха" © 2020


    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
    Добавить сайт в "Избранное"
    Чат нашего форума!
    Для добавления необходима авторизация
  • Главная страница
  • Фотоальбом
  • Каталог статей