Наш новый календарь поможет Вам познакомить малыша с частями суток, названием дней недели, а также с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».
Ознакомление с календарём должно быть постепенным. Рассказывайте ребёнку только в тот момент, когда ему интересно, как только малыш начал отвлекаться – перестаньте рассказывать. Круг «СУТКИ»:
Покажите на сектор, где изображено утро, спросите малыша:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т.д.)
Какие вежливые слова мы говорим друг другу утром? – С добрым утром! Доброе утро!
Утром светло, светит солнышко.
Можно рассказать стихотворение, например такое:
Утро. Небо голубое.
Солнце в небе золотое.
Бегемотик глаз открыл
И опять его закрыл.
Как не хочется вставать,
Все ему бы спать и спать.
Пять минут и еще пять,
Так проходит двадцать пять.
Соня глазки открывает,
недовольно он вздыхает:
"-Почему так рано утро наступает?" (Ткаченко Татьяна)
Покажите сектор, где изображён день, спросите малыша:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем днём? (Гуляем, ходим в магазин, обедаем, ложимся отдыхать и т.д.)
Какие вежливые слова мы говорим друг другу днём? – Добрый день!
Днём тоже светло, светит солнышко.
Можно рассказать стихотворение:
Ёжик шустрый
Бежал по тропинке,
Нес тяжелый грибочек
На спинке.
У ежа – усы шелковинки,
У ежа на брюшке щетинки.
- Здравствуй, Ёж!
Говорила рябинка.
- Как дела?
Шелестела травинка.
- Хочешь ягодку?
Пела малинка.
- Ёж гуляет…
Шепнула росинка.
Ёж приветливо
Фыркнул рябинке,
Носом чутким
Потрогал травинку,
Угостился спелой малинкой,
- Добрый день!
Прошептал ёж росинке! (Марина Юрина)
Покажите сектор, где изображён вечер, спросите малыша:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т.д.)
Какие вежливые слова мы говорим друг другу вечером? – Добрый вечер!
Вечером темнеет, солнышко ложится спать.
Можно рассказать стихотворение:
Уже за окошком темнеет,
И вечер зевнул на ходу.
Из детского сада спешу я скорее,
Я к маме любимой иду! … (М. Садовский)
Покажите сектор, где изображена ночь, спросите малыша:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем ночью? (Спим)
Какие вежливые слова мы говорим друг другу на ночь? – Спокойной ночи!
Ночью темно, светит луна.
Можно рассказать стихотворение или спеть песню:
Спят усталые игрушки,
Книжки спят,
Одеяла и подушки
Ждут ребят,
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться,
Глазки закрывай,
Баю - бай... (З. Петрова)
Когда расскажете про все части суток, обведите календарь рукой и скажите: утро, день, ночь и вечер можно назвать одним словом – сутки. Они, как четыре подружки – друг без друга они могут, и всегда ходят друг за другом.
Можно обратить внимание ребёнка на цвета, в которые раскрашены сектора, рассказать, что подружка Утро ходит в розовом платье, День - в жёлтом, Вечер - в сером, а Ночь - в фиолетовом.
Сутки
Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
-Ну-ка, детки, подымайтесь,
Заряжайтесь, умывайтесь,
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь.
В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити,
Землю щедро согревают,
Всех обедать приглашают.
Дальше, дальше день бежит,
Нам пословица гласит:
-Долог день до вечера,
Когда делать нечего.
Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен,
А ребятам - вкусный ужин.
Ночью на небе - луна,
Очень строгая она:
Наблюдает - все ли
Улеглись в постели?
Закрывайте глазки,
Пусть вам снятся сказки.
Закрывайте очи
Всем - спокойной ночи!
От утра и до утра
Сутки знает детвора. (Н. Григорьева )
Поиграйте в игры:
1. называйте часть суток и просите ребёнка назвать ту часть суток, которая идёт следом.
2. завтракаем мы утром, а обедаем…? И т.д.
Задавайте вопросы и побуждайте ребёнка к рассказыванию. Пример вопросов:
Какое сейчас время суток? Какие части суток бывают ещё? Что наступает после вечера? Как мы узнаем, что наступила ночь?
Рядом с кругом «Сутки» можно вешать листочек, на котором ребёнок вместе с мамой может рисовать то, чем он занимался в это время суток.
Круг «ДНИ НЕДЕЛИ»:
Покажите ребёнку круг, на котором изображены дни недели. Расскажите, что этот круг называется «неделя», в неделе всего семь дней, у каждого дня своё название.
Можно прочитать стихотворение:
НЕДЕЛЯ
Старший братец Понедельник -
Работяга, не бездельник.
Он неделю открывает,
Всех трудиться зазывает.
Вторник следует за братом,
У него идей богато,
Он за все берется смело,
И работа закипела.
Вот и средняя сестрица,
Не пристало ей лениться,
А зовут ее Среда,
Мастерица хоть куда.
Брат Четверг и так и сяк,
Он мечтательный чудак,
Повернул к концу недели
И тянулся еле-еле.
Пятница-сестра сумела
Побыстрей закончить дело.
Если делаешь успехи,
Время есть и для потехи.
Предпоследний брат Суббота
Не выходит на работу.
Шалопай и озорник
Он работать не привык.
У него другой талант -
Он поэт и музыкант,
Да не столяр и не плотник,
Путешественник, охотник.
Успевает там и тут,
Впрочем, это тоже труд.
В гости ходит Воскресенье,
Очень любит угощение.
Это самый младший брат,
К Вам зайти он будет рад.
Семь их ровно, посмотри.
Всех запомнил? Повтори.
(Е. Стеквашова)
***
В понедельник я стирал,
А во вторник подметал.
В среду с медом пек калач,
а в четверг играл я в мяч,
В пятницу посуду мыл, а в субботу торт купил
В воскресенье отдыхал, сказки добрые читал.
(П. Башмаков).
Каждый день недели разного цвета, при назывании дня обращайте внимание ребёнка на цифру.
Понедельник – первый день, он начинает неделю.
Вторник – второй день.
Среда – этот день недели посреди недели, серединка.
Четверг – четвертый день.
Пятница – пятый день.
Суббота – кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу.
Воскресенье – самый последний день недели, седьмой.
Задайте вопросы:
Как называется первый день недели? Как второй? И т.д.
В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?
Называйте день недели. А ребёнка попросите назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будет закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра.
Если ребёнок посещает детский сад или развивающие клубы, можно вспомнить в какие дни бывают занятия.
Рядом с кругом «Дни недели» можно вешать листочек, на котором ребёнок вместе с мамой может рисовать то, чем ему наиболее запомнился этот день.
Блок «Вчера, сегодня, завтра»
Покажите ребёнку блок и скажите, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра).
День, который наступил – называется сегодня.
День, который уже закончился – вчера.
А день, который ещё только будет – завтра.
Каждый день, происходит что-нибудь интересное.
Это интересное можно отмечать в блоке. Под надписями вчера, сегодня, завтра есть пустые квадраты, в центр квадрата необходимо приклеить липучку. На эту липучку будем вешать карточки, на которых изображено, то, что делали в течение определённого дня.
Например, вспоминаем с ребёнком:
Что мы делали сегодня: ходили в магазин – вешаем карточку, которая обозначает поход в магазин.
Давай вспомним, а что мы делали вчера? – ходили в цирк. Вешаем определённую карточку.
А теперь давай подумаем, что мы будем делать завтра? – Завтра мы с тобой будем делать уборку.
Необходимо обращать внимание ребёнка на то, что уже было, произносится в прошедшем времени – ходили, покупали. То, что происходит в данный момент, говорится по-другому – идём, покупаем. То, что ещё только должно произойти – пойдём, будем покупать.
Когда ребёнок уже будет познакомлен с частями суток и днями недели, ежедневно передвигайте вместе с малышом стрелочку и проговаривайте название частей суток и дней недели, месяц и время года, вспоминайте предыдущие.