От года до трёх лет: Рисуем карандашами и кисточками
Готовимся к рисованию
Малыш после года – художнику со стажем – можно дать в руки карандаш, восковые мелки, акварель и кисточку. Если ребёнок активно рисовал пальчиковыми красками, возможно, сначала он будет пытаться таким же способом рисовать и акварелью. Не стоит из-за этого отнимать у него краски. Просто покажите, как использовать кисточку, порисуйте ею, затем предложите это сделать ребёнку. Как правило, через какое-то время малыш начнёт понимать, когда нужно рисовать пальцами, а когда кисточкой.
Купите карандаши-шарики: шесть цветов – на одном шарике. Такой карандаш удобно держать в маленькой ручке, к тому же ребёнок быстрее научится правильному захвату.
Незаменимы будут цветные карандаши и восковые мелки. Карандаши – это прекрасный материал для тренировки мелкой моторики.
Фломастеры – худшее, что вы можете дать малышу для рисования. Рисование ими не требует усилий, как при работе с карандашами, цвета неестественно яркие и насыщенные, живописных возможностей – смешения, , получения дополнительных оттенков и т.п. – они почти не допускают. Процесс снятия и одевания колпачков отвлекает от рисования, а потом колпачки начинают теряться и фломастеры очень быстро высыхают. Кроме того, малыши, как правило, сильно нажимают на стержень, и он уходит внутрь фломастера. Вынуть его уже практически невозможно. И, наконец, следы от фломастера плохо отстирываются и отмываются.
Первое время ребёнок будет рисовать обычные каракули. Затем, ближе к двум годам, он уже сможет объяснить вам, что это на самом деле собака, машина или что-то. Никогда не говорите малышу, насколько соответствует его рисунок действительности. Главное – те эмоции, которые он хотел передать. Замечаниями вроде: «Но это же не похоже на кота!» - вы рискуете не только навсегда отбить у ребёнка желание рисовать, но и привить ряд комплексов.
Взрослым в этот период очень важно показать ребёнку, что в штрихах, точках, линиях, каракулях можно увидеть какое-то содержание, образ. Но сначала малышу целесообразно дать возможность самому сделать открытие, увидев в штрихах и линиях кошечку, яблочко или машинку. Возни5кает так называемый ассоциативный образ.
Некоторые малыши любят совмещать игру и рисование. Например, очень увлекательно возить машинку или куклу по нарисованной дороге, заходить в гости в домик, срывать цветы и т.п. И в таких случаях много приходится рисовать взрослому. Это хорошо, но увлекаться не стоит. В противном случае может получиться следующее: вы будете с упоением рисовать, а малыш только смотреть на ваши рисунки и играть с ними. Всегда побуждайте ребёнка творить самостоятельно. Он может продолжить начатую вами дорожку или нарисовать рядом свою, «посадить» цветы или «полить» травку на вашей клумбе.
Если к вам часто приходят гости с детьми, близкими по возрасту вашему малышу, предложите им бумагу и карандаши. Многих юных художников увлекает совместное рисование на одном листе. Однако не оставляйте этот процесс без контроля – до 2-3- х лет карандаш или половина листа могут стать «яблоком раздора».
Не ограничивайте юных творцов и не навязывайте им своего мнения.