Обучение зависит от психотипа малыша, поэтому методы обучения и развития для каждого нужны разные
Любой опытный педагог, психолог или даже просто многодетная мама вынуждены признать одну довольно неполиткорректную вещь: у всех малышей совершенно разные способности. Даже если дети растут в одной семье и имеют абсолютно одинаковые условия для развития. Однако это вовсе не значит, что кто-то способен ко всему на свете, а кто-то будет по жизни отставать по всем фронтам. Просто «гармоничная личность» — это некий миф. По крайней мере, так считают некоторые разделы психологической науки.
Программируем с умом
Одно из направлений в нейролингвистическом программировании утверждает: у каждого человека всегда хоть немного, но преобладает какой-либо один канал восприятия: слуховой, зрительный или сенсорный. Соответственно информация по ведущему каналу — это разговор на понятном языке: она лучше понимается, намного быстрее обрабатывается и куда эффективнее запоминается.
Очень многие популярные «универсальные» развивающие методики учитывают эти различия (например, Монтессори-среда позволяет малышу выбрать то, что ему интересно и близко).
А некоторые (например, ориентированная на зрение методика Глена Домана) — нет. Вот что говорится об основных типах детей.
Ребенку-аудиалу (ведущий канал восприятия — слух) нужно больше читать, а важную информацию доносить очень живой интонацией. Театральные голоса, музыкальные эффекты, выразительная интонация — вот что привлечет такого малыша. Аудиалы обычно добиваются успеха в музыке, артистической деятельности, но не только.
«Слухачи» могут быть отличными психологами и педагогами, переводчиками — ведь они не только слышат звуки, но и могут извлечь из них массу пользы.
В будущем люди подобного типа крайне редко становятся работниками ручного труда, да и скука планов и схем их не прельщает.
Ребенка-визуала (канал восприятия — зрение) как правило привлекают всевозможные знаки: буквы, цифры, карты местности. Он достаточно быстро научится читать и будет слыть «умненьким» малышом в семье. Объясняя что-либо такому ребенку, старайтесь всегда использовать какой-либо наглядный материал: картинки, надписи. Выраженные в комиксах команды они понимают намного лучше, чем со слов, например утренний распорядок дня в виде таблички становится для них правилом.
Визуалы, как правило, любят и могут двигать науку, становятся талантливыми конструкторами. Встречаются среди них и дизайнеры, правда, многим их работа кажется слишком строгой и суховатой. Они неплохо справляются с ролью руководителей. Но вот свободные творческие профессии или же силовой спорт — это не для них.
Ребенка-кинестетика (канал восприятия — телесные ощущения) на месте никогда не удержать. Он постоянно пребывает в движении, он достаточно спортивен и очень рано начинает проявлять интерес к любого рода взрослой деятельности. Такого ребенка очень хорошо привлекать к совместному труду, а новый материал объяснять, вовлекая его в какое-нибудь действо: забавный мини-спектакль, прохождение пальчиками по географической карте и т. п.
В будущем такие люди не только могут стать мастерами ручного труда (в том числе элитного), но и прекрасно ладить с людьми. Дизайн, кулинария — это их стезя. Кстати, они довольно часто становятся требовательными, но справедливыми руководителями.
Родительские опасения
У родителей обычно возникает немало вопросов к этой системе. Вот ответы на наиболее распространенные.
1. А не атрофируется ли у моего ребенка способность воспринимать информацию по «нелюбимым каналам»? Не сузятся ли таким образом его горизонты?
Специалисты однозначно говорят «нет». Зато малыш поймет, как ему удобно усваивать информацию, и будет пользоваться этим навыком с высокой эффективностью. К тому же не надо думать, что визуал или аудиал не сможет, к примеру, заниматься спортом. Просто выбирать его нужно соответственно. Например, визуалы будут очень хорошо играть в бильярд или в настольный теннис (иногда большой). Аудиалам нужно постараться подобрать какой-нибудь артистичный вид спорта: гимнастика, синхронное плавание, конный спорт и т. п.
2. Не будет ли у ребенка сложностей в школе?
Специалисты утверждают, что минимум сложностей испытывают в школе дети-визуалы, поскольку наша классическая школьная программа построена как раз именно под их способности. А вот остальным будет тяжелее в любом случае, поэтому пусть визуал знает, что в чем-то он будет непременно успешен. Это дает ему шанс сформировать круг интересов и высокую самооценку. А вот каторжный труд из-под палки, наоборот, понижает самооценку и убивает желание учиться.
Педагогам, которые работают с группами, специалисты советуют подавать информацию по всем каналам сразу: вовлекать желающих в действо, говорить образно и пользоваться наглядным материалом. Для индивидуальных занятий хорошо бы понимать, как удобнее воспринимать информацию именно вашему ребенку.
Итак, самая главная задача родителей и педагогов — выдавать информацию на понятном ребенку языке. Это не значит развивать ребенка односторонне, это значит не ожидать от него невозможного и выбирать сферы деятельности, в которых он будет успешен.
Занимаемся дома. Учим названия деревьев в парке
Аудиалу. «Саша, послушай, как шумит лес, как будто с нами разговаривает! Но каждое деревце говорит по-своему. Вот смотри: клен. У него как будто листик пытается написать букву К, кленовые листья крупные, поэтому они больше всех шуршат под ногами. Как думаешь, что можно сделать из этих листьев? А если взять еще и желудь? Пойдем посмотрим на дуб, я тебе расскажу про то, как одна «Свинья под дубом вековым...».
Визуалу. «Саша, ты видишь, какие деревья разные?
У них разные листья и плоды. Вот это лист клена, а вот и сам клен. Клен всегда осенью издалека видно. Как думаешь, почему? А вот это береза — ее можно узнать по белой коре — бересте. Раньше на ней писали письма. Смотри, вот кусочек березовой коры, на ней можно написать».
Кинестетику. «Саша, а давай с деревьями будем обниматься! Каштаны огромные! Но на них просто так не залезешь — ствол-то почти прямой. А еще, смотри, он может вот такую колючую скорлупку на тебя уронить. А внутри у нее орешек. В некоторых странах каштаны жарят и едят. Он как будто дружит с человеком: у него даже лист похож на руку».
Если вы решили обучать ребенка иностранному языку
Аудиалам подойдет песенная методика. В группе детей или вдвоем с мамой малыш с удовольствием разучит стишки — не забывайте хлопать в такт. Песни в вашем доме могут звучать постоянно, и ребенок с радостью будет подпевать, заодно усваивая слова и грамматику. Кстати, в дальнейшем аудиальный ребенок будет много говорить на языке с удовольствием, хотя с письмом могут быть проблемы.
Визуалам интересно изучать значимые фразы. Научите их строить простые высказывания «я имею», «я могу», «я люблю». Они с удовольствием будут подставлять в них разные слова. Повесьте в комнате красивую азбуку и карточки со словами, которые вы учите. Вы сами удивитесь, насколько легко ребенок выучит новую знаковую систему.
Кинестетиков важно правильно замотивировать. Ре-
бенок должен понять, зачем ему учить чужой язык.
В языковой среде эти ребята очень успешны, но вот 1—2 урока в неделю им не дают результата. Попробуйте завести дома игрушку, которая приехала из другой страны и может разговаривать только на этом языке. Или же с увлечением читайте и переводите руководство к какой-нибудь интересной для ребенка вещи.
Протестируйте своего малыша
1. Ваш ребенок с раннего возраста мог:
а) напеть мелодию или изображать самые разные звуки;
б) интересоваться буквами и разными другими знаками, требуя, чтобы вы их
назвали;
в) развивать бурную деятельность, помогая вам
по хозяйству или строя свой необычный «дом».
2. Ребенок больше всего любит игрушки:
а) музыкальные;
б) конструкторы;
в) инструменты или «настоящие» вещи.
3. Чтобы успокоить ребенка, надо:
а) отвлечь его увлекательной сказкой;
б) поговорить обстоятельно, логически;
в) сказать с энтузиазмом:
«А давай-ка придумаем вот что!» — и он тут же увлечется новой деятельностью;
4. Когда ребенок счастлив, он обычно:
а) поет что-то или издает неожиданные звуки;
б) помимо радостных возгласов выражает мысль;
в) скачет и кружится.
5. Малышу нравится одежда:
а) с украшениями, необычными деталями;
б) по непонятному мне признаку что-то любит,
что-то нет;
в) ему практически все равно, лишь бы не мешала беситься.
6. Замечает ли ребенок, если вы переложили игрушки в его комнате:
а) не всегда, чаще его внимание рассеянно;
б) да, и ему очень не нравится, если перекладывают его вещи;
в) не придает этому значения и легко находит заменитель этой игрушке.
О чем говорят результаты теста
Большинство ответов а) говорят о том, что ваш ребенок — аудиал.
Старайтесь развивать его способности, побольше читайте на разные голоса, приобретите качественные записи музыки и сказок (читать должны известные актеры!). Не ограничивайте его самовыражение в звуке — это ему
необходимо.
Эти дети проявляют себя в ролевых играх, домашних спектаклях. Они тонко чувствуют музыку, с ними можно обсуждать эмоции, которые вызывают музыкальные композиции, рисовать под музыку.
Ответы б) свойственны визуалам.
Это дети с данными к логическому мышлению. С ними хорошо заниматься по пособиям «Игралочка» Л. Г. Петерсон и «Математические ступеньки» Е. В. Колесниковой. Визуалы часто не
обладают богатой речью. Позвольте ребенку строить умозаключения и не требуйте речевых красот. Читать такие дети учатся без проблем, по классической системе: объясняйте, какому звуку соответствует буква и сочетание букв. Украсьте комнату ребенка яркими пособиями, меняя их время от времени.
Ответы в) ближе кинестетикам.
Этих детей называют «деятели». Не отстраняйте их от домашних забот — малыши с радостью освоят взрослые работы
и будут делать их с энтузиазмом. Кинестетики не очень усидчивы, учиться они могут только тому,
в чем они видят практическую пользу. Давайте ребенку возможность больше двигаться в процессе обучения: стихи они запоминают в ритме (можно топать на каждый слог), буквы хорошо учат по мягкой азбуке, которую можно мять в руках, и по магнитной азбуке.
Источник: http://moy-rebenok.ru/article/momclass/282/ |