ОБЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Поступающим в школу детям с ЗПР присущ ряд
специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к
школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного
материала умений, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются
не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением,
письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они
испытывают затруднения в произвольной организации деятельности.
Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их
нервной системы. Дети быстро утомляются, работоспособность их падает,
а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.
Установлено, что многие из детей с ЗПР испытывают
трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового,
тактильного). Снижена скорость перцептивных операций.
В отличие от умственно отсталых детей, дошкольники
с ЗПР не испытывают трудностей в практическом различении свойств
предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не
обобщается в слове.
Особые трудности дети испытывают при овладении
представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные
параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен
процесс анализирующего восприятия: дети не
умеют выделить основные структурные элементы предмета, их
пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о
замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что
находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.
Со стороны слухового восприятия нет грубых
расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при
ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают
фонематические процессы.
Названные выше недостатки
ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и
тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный
опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах
предмета, как температура, фактура материала, некоторые свойства
поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов
на ощупь. Прежде всего это проявляется в том, что дети не
воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный
материал. Многое воспринимается ими неправильно.
У всех детей с ЗПР наблюдаются и недостатки
памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания:
непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного.
Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно)
словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. При
правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых
мнемотехнических приемов, овладению логическими способами
запоминания.
Значительное отставание и своеобразие
обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности. К началу
школьного обучения дети не владеют в полной мере интеллектуальными
операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной
деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и
абстрагировании. После получения помощи дети рассматриваемой группы
оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные
задания на близком к норме уровне, этим они отличаются от умственно
отсталых детей.
Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Многим из
них присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в
процессе овладения чтением и письмом. Дети имеют бедный словарный
запас. Выражаемые имеющимися в словаре понятия часто неполноценны -
сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи
окружающих людей. Дети рассматриваемой группы плохо овладевают
грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречаются
неправильные грамматические конструкции. Ряд грамматических категорий
ими вообще не используется в речи. Дети испытывают трудности в
понимании и употреблении сложных логикограмматических конструкций и
некоторых частей речи.
Значительным своеобразием отличается поведение
этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как
дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не
наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация
отсутствует или крайне слабо выражена.
При разработке модели коррекционно-развивающего
обучения и воспитания необходимо учитывать особенности психического
развития воспитанников, только тогда можно определить основные
направления и содержание коррекционной работы.
Известно, что одним из компонентов готовности к
школьному обучению является определенный объем знаний. Другие ее
компоненты - известный круг навыков, умений (в частности, некоторые
умственные действия и операции) и необходимый уровень
сформированности эмоционально-волевой сферы (прежде всего мотивов
учения).
Приобретенный в период дошкольного детства запас
элементарных сведений, представлений и умений составляет основу
овладения научно-теоретическими знаниями, служит предпосылкой
усвоения изучаемых в школе предметов.
Для овладения математикой по школьной программе
ребенок уже до школы должен приобрести практические знания о
количестве, величине, форме предметов. Ребенку надо уметь практически
оперировать небольшими множествами (сравнивать, уравнивать, уменьшать
и увеличивать), сравнивать предметы по некоторым параметрам (длине,
ширине, тяжести и др.), применять условную мерку при измерении длины
и ширины предметов, объемов жидких и сыпучих тел и т.д. Всему этому
детей специально учат в детском саду. В других случаях они
приобретают эти знания и навыки на основе общения с окружающими.
Дети с задержкой психического развития обладают
значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и
умений, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Только специальные коррекционные целенаправленные
упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать
указанные отклонения в их развитии. |