ПЕРВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
Звуковысотная и ритмическая составляющая музыки. Звукоречевая формула «Картинная галерея»:
фиолетовая тýча съедает красное сóлнце; серая стенá; оранжевая пирамúда; серая стенá; жёлтое сóлнце скатилось с зелёных ветвéй; серая стенá; голубое нéбо; серая стенá; синее мóре; серая стенá ...
Звукоречевая формула «Ритмические узоры»:
Вáн, Вá-Ни, Вá-Ни-Э-Ни, Вáн-Э-Ни, Вá-Ни-Ту, Вáн-Ту, Вáн(Ту)-Ни, Вáн(у)-Ни, Вá-Ни-Ни...
На начальном этапе музыкальных занятий ребёнку следует выучить табличку «Цвет - Нота»: фиолетовый - си; красный - до; оранжевый - ре; жёлтый - ми; зелёный - фа; голубой - соль; синий - ля. Это легко можно сделать в игровой форме используя обучающие фишки «Цвет - Образ - Звук».
Так-же нужно хорошо усвоить зрительные образы ритмических узоров, уметь различать их и называть по имени. В выполнении этой задачи помогут обучающие фишки «Ритм».
Как полезно и интересно можно работать с фишками будет подробно изложено на страничке ОБУЧАЮЩИЕ МОДЕЛИ в разделе ОБУЧАЮЩИЕ ФИШКИ.
Обучающие модели – это методические пособия, выполненные в материальной или цифровой форме.
Их цель - создание интегрально-обучающей среды для развития целостной личности.
Обучение с помощью данных моделей направлено на решение:
* во-первых, узкоспециальных, музыкальных задач (наглядной демонстрации различных музыкальных понятий и особенностей, связанных со спецификой гитары);
* во-вторых, на интеллектуальное и личностное развитие детей.
Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и др. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.
Узкоспециальные задачи будут перечислены в описании самих моделей.
Задачи, направленные на общее развитие ребенка, следующие:
* развитие внимания;
* развитие мелкой моторики;
* развитие образного мышления и зрительной памяти;
* развитие воображения;
* развитие сенсорного восприятия (ощущения, слух, цветовое зрение, речь);
* развитие пространственного восприятия и пространственных отношений с помощью слов и словосочетаний: направо, налево, через, за, под, над, вверх, вниз;
* формирование навыков контроля и самоконтроля при выполнении заданий по схемам;
* формирование согласованной деятельности сенсорных каналов восприятия.
Обучающие модели предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы.
ОБУЧАЮЩИЕ ФИШКИ
Основная задача обучающих фишек - складывание различных логических цепочек и объяснение способа кодирования информации, знакомство с основными понятиями из различных областей знания, привыкание к символу.
Комплект фишек складывается в логическую цепочку: диатонический звукоряд, семь нот, семь цветов радуги, последовательность аккордов, алфавит, ряд цифр.
Игровой материал:
1. Круглые фишки из фанеры или из цельной древесины толщиной 8-10 мм, диаметром 25 мм и 35 мм. С обеих сторон оклеены соответствующими символами или картинками.
2. Для хранения наборов фишек используются: картонные тубы; коробки матрицы; мешочки из ткани.
3. Целесообразно использовать картонные карточки план-схемы для заполнения их фишками или карточки-матрицы из фанеры.
«Цвет – Образ - Звук»
Основными базовыми понятиями в музыке являются понятия диатоники и хроматики. Для изучения этих музыкальных понятий используются фишки «Цвет-Образ-Звук». Дети получают представление о структуре диатонического и хроматического звукоряда.
Это позволяет в дальнейшем постепенно подойти к изучению более сложных понятий: музыкальный интервал; строение аккордов; структуры различных музыкальных ладов. Важно отметить, что визуализация звуковысотной диатонической шкалы помогает формированию музыкального слуха.
«Ритм»
Данный набор обучающих фишек предназначен для приобретения навыка различать основные темпоритмы, используемые в музыке. Фишки способствуют возникновению образа ритма, его визуализации, позволяют перевести субъективное ощущение ритма в понятийную область сознания.
Использование слоговой системы чтения ритма, позволяет активизировать и синхронизировать работу полушарий головного мозга.
«Буквы и цифры»
Фишки служат для формирования навыка пространственной ориентации на плоскости, развивают образную память, мышление, умение структурировать и кодировать информацию. Дают общее представление о рядах множеств, развивают навык работы с таблицами. Обучение чтению и письму является косвенной задачей.