Начнем с того что мы понимаем под вопросом слушает и не слушает?
Большинство нас почему то считает, что если ребенок нас слушает и слышит то он должен слушаться то есть выполнять то что мы ему сказали. В большинстве случаев ребенок нас слышит, но:
----не понял (это если мы долго и многословно излагаем ситуацию или говорим, что нельзя делать и забываем сказать что можно)
----слышит, но не хочет делать то что мы ему говорим
В такой ситуации единственное создание, которое можно изменить это ВЫ. Вы и только вы.
И если вы сможете поменять свое поведение, ребенок поменяет свое поведение. Во многом в наших отношениях сложились стереотипы, то есть на определенные ситуации вы реагируете определенном образом, на что ребенок тоже определенно реагирует. Это повторяется по кругу с небольшими вариациями....и разорвать этот круг можно изменив наше поведение.
5 чаще всего допускаемых ошибок:
1. Мы (взрослые) слишком много говорим.
2. Мы сами не слушаем!!!
Представьте, что у вас есть два знакомых один очень понимающий, чуткий, позитивный. А другой очень критичный, вечно всем недовольный, не любящий слушать. Оба из них попросили вас что то сделать. Чью просьбу вы выполните с большем желанием???
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ с ребенком (да и любым человеком) основная сила.
Эмоциональный контакт строится не за секунду, но лишь имея его можно рассчитывать на то что вас будут слушать. (я не рассматриваю здесь отношения начальник/подчиненный)
3. Тоне нашего голоса. Даже когда мы разговариваем мягко, но притворяемся, ребенок всегда уловит угрозу.
Не зависимо от того как ребенок себя ведет, в душе все дети хотят иметь эмоциональную связь с родителем, сотрудничать и дружить.
4. Угрозы и Гостинцы. (Пряник и Кнут). Да, да как не странно. Если ребенок, что-то делает из страха или за подарок он вряд ли захочет это выполнять самостоятельно, по собственному желанию. А наказание и приз нужно будет все время увеличивать.
5. Мы не имеем в виду то что говорим. Как часто мы говорим ребенку "пора спать....", потом чем-то занимаемся. Потом опять: "давно пора спать". И только на 10тый раз мы срываемся на крик: "Что я тебе сказал? Сколько раз можно повторять?" Ребенок прекрасно знает слушаться надо только лишь на 10 тый раз.
Как часто наши поручения, пожелания и т.д.мы начинаем с "ТЫ-сообщений". Например:
Ты должен идти спать.
Ты не правильно это делаешь.
Тебе надо идти делать уроки.
Ты не положил ножницы на место теперь их не найти.
Ты не мог бы потише!
Ну что у Тебя за вид!
--Когда Ты наконец уберешь свою комнату?(Ты-сообщение и обвинение не так ли?)
--Ну хватит, мам. В конце концов, это моя комната!
--Как ТЫ со мной разговариваешь?
Теперь представьте, как чувствует себя ребенок или любой человек к которому обращаются с "ты-сообщениями". Возникает чувство: угрозы, обвинения, осуждения, критики. Теперь как можно это изменить? "Я-сообщения" имеют ряд преимуществ.
1. Они позволяют выразить ваши негативные чувства в не обидной для ребенка форме.
2. А так же позволяют ребенку ближе узнать нас родителей, вместо того что бы выстраивать баррикаду в противовес нашим указаниям.
3. Когда мы открыто выражаем свои чувства, дети могут выразить их чувства и быть тоже искренними с нами.
Вот несколько примеров "я-сообщений":
Я не люблю, когда дети ходят растрепанными
и мне стыдно от взглядов соседей.
Меня утомляет громкая музыка
Попробуйте потренироваться и превратить "ты-сообщения" в "я- сообщения".