Приветствую Вас Пробегавшая мимо мамочка | RSS
Среда
27.05.2020, 13:21
Главная Развивающие игрушки. Что это такое? - Форум Регистрация Вход
Добавить в избранное На форуме новые конкурсы! Активнее принимаем участие!
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Оленька  
Форум » Раннее развитие » Игры и игрушки » Развивающие игрушки. Что это такое?
Развивающие игрушки. Что это такое?
Вика Дата: Вторник, 04.11.2008, 22:51 | Сообщение # 1
Мамочкин помошник
Имя: Виктория
Дети: мальчик и девочка
Группа: Супер модераторы
Сообщений: 1378
Репутация:




За хорошую посещаемость на форуме
Считается, что игрушки, предназначенные для детского развития, должны быть обязательно обучающими. Ребенок должен уметь собрать, соотнести, сделать что-то по образцу и т.д. Тем самым, игрушки, которые не предполагают подобной цели (обычные машинки, куклы, мячики и мишки) в разряд развивающих вроде бы и не вписываются.

В продаже появилось много игрушек, которые позиционируются как развивающие. Это «игровые развивающие центры» с различными звуковыми и световыми эффектами, известные кубики Никитина и Зайцева, пособия Монтессори, разнообразные карточки, рамки и вкладыши. а также всевозможные наборы для творчества, необычные конструкторы и даже технически оснащенные погремушки. На этикетке, как правило, присутствует само слово «развивающий» и указан возраст, на который эта игрушка рассчитана.

Но возрастные рекомендации на упаковках зачастую пугающе похожи – от 3 лет. И бывает очень сложно понять, когда игрушка действительно необходима. Поэтому возникают вопросы: почему иной раз так быстро иссякает потенциал игрушки? И почему малыш не поддерживает инициативу взрослых его развивать?

А мой малыш не хочет играть!

Очень скоро после покупки выясняется, что ребенок не желает или не может использовать игрушку по ее прямому назначению. Вероятно, подобная ситуация знакома многим. И тут есть две проблемы. Одна из них – непопадание в возраст. Например, хитрые доски с движущимися по проволочным дорожкам фигурками и звенелками-гремелками могли бы подойти двухлетнему малышу, которому хочется пробовать всевозможные виды движения и звучания. Но следовать сложной траектории ему пока не под силу, а к тому времени, когда он будет достаточно подготовлен для этого, игрушка перестанет казаться интересной.

Вторая проблема - несоответствие задачам развития. Двухлетняя девочка получила шнуровку-ботинок, попробовала одеть на ногу, но, поняв, что это важнейшее с ее точки зрения свойство ботинка не выполнимо, моментально потеряла к нему интерес. При этом она не расстается с папиными ботинками и весьма искусно их шнурует.

А пятилетний мальчик наотрез отказывается видеть в кубиках с буквами что-то другое, кроме материала для строительства, выкладывает великолепные крепости для своей армии, как заправский каменщик, и к складыванию из кубиков конкретных слов относится без энтузиазма.

Что такое раннее развитие?

В раннем возрасте, да и в дошкольном тоже, акцент на яркую азбуку вместо кукол и машинок приводит ребенка в сферу, совершенно чуждую его потребностям. Наверное, многие замечали, что чаще всего смысл букв-значков до малыша просто не доходит и остается невостребованным.

Безусловно, на определенном этапе овладение языком письменного и цифрового общения необходимо. Но чем больше внимания мы уделим формированию у ребенка собственного игрового багажа и творческих способностей, тем больше шансов, что при знакомстве с языками мира взрослых они окажутся действительно востребованы. Ведь прежде всего ребенок должен научиться творить и выражать результаты своего творчества собственными знаковыми системами.

Поэтому под ранним развитием правильнее было бы понимать своевременное развитие предметной и игровой деятельности. Контактируя с миром вещей и явлений, миром людей и отношений, ребенок развивает свой собственный внутренний мир – желания, вкусы, интересы, возможности и невозможности. Из этого, казалось бы, хаотичного эмпирического опыта ребенок вынесет неизмеримо больше, чем из всех самых прекрасных упражнений, вместе взятых. Это и станет тем ценнейшим багажом, который сам же ребенок захочет и сможет систематизировать, будет стремиться применять его, причем осознанно, подключая творческое воображение и интуицию.

Развивающий эффект игрушки определяется прежде всего свободным от директивных указаний характером игры. Главная функция всякой игрушки заключается в активизации свободной самостоятельной детской деятельности.

Что же касается дидактических игрушек, то в большинстве своем они не могут органично вписываться в пространство свободной игры. Дидактическая игрушка предполагает определенные рамки, «воротца», достаточно узкие, в которые должен попасть ребенок в процессе действий. Над воображением и волей ребенка начинает довлеть воля заложенного в пособии способа действия, то есть, в реальности это воля взрослого, подводящего ребенка к этому алгоритму. Предметы, предполагающие узко-стереотипные действия, могут стать материалом для тренировок, но не игры. И если в раннем возрасте такая практика полезна, то позже она препятствует развитию.

Сфера игры – это сфера образов, условностей, раскрываемых фантазией ребенка возможностей. Таким образом, при попадании дидактических материалов в игру у них есть два способа проявления себя: либо в свободной игре они могут использоваться ребенком как предметы-заместители и таким образом теряют свое главное предназначение. Исключением, пожалуй, здесь будут материалы М. Монтессори, если дать возможность употреблять их детям в свободной игре с присущей им выдумкой. Тогда в игре так или иначе главные свойства будут востребованы и освоены. Либо дидактические материалы становятся предметами для занятия с определенными правилами. Т.е. ребенок должен для достижения результата выполнить определенную последовательность действий. Таким образом, предполагается, что ребенок имеет уже достаточно высокий уровень произвольности и психологически готов следовать предъявленным извне правилам. А между тем, здоровое развитие дошкольника предполагает формирование правил добровольно, внутри широкого спектра возможностей, в котором действия будут придумываться и изменяться самим ребенком.

Значение свободной детской игры

Психологами давно доказано, что развитие человека происходит в его деятельности. Создавая, придумывая, преобразовывая что-то, человек строит, творит, изменяет не только окружающие предметы, но и самого себя. Для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является предметная и сюжетно-ролевая игра. Именно в ней развиваются те качества, которые становятся основой успешного обучения - самосознание, воля и произвольность, целеустремленность, способность планирования и последовательности действий.

Главное для ребенка – это эмоции, практические действия и образные представления. Удовольствие в этом случае не развлекает малыша, а является необходимым условием и одновременно признаком его развития.

В раннем возрасте все окружающие предметы зовут малыша к исследованиям. Он строит и разрушает, гремит, стучит и передвигает все, что способно двигаться. Этот опыт дает ему познание себя, своих возможностей и свойств ближайшего окружения.

Позднее появляется главное качество, характеризующее новый этап развития. Это способность создать условное пространство. Когда годовалый малыш колотит ложкой по столу — это он просто стучит, ему нравится звук, нравится движение. А вот трехлетний малыш стучит ложкой по стулу и говорит, что это молоток, он ремонтирует стул. Это уже игра. Ребенок ощущает себя мастером, действует, как мастер, и обижается на резкое «положи ложку на место». Игра пока совсем простая, но представьте себе, с какими переменами во внутреннем мире ребенка это связано! Он уже понимает и создает условности. Замещение одного предмета другим формирует воображаемое пространство, и начинает развиваться символическая функция сознания.

В возрасте 3-5 лет ребенок буквально впитывает все происходящее и воплощает свои впечатления о событиях и отношениях людей в играх. В 5-6 лет играющий ребенок пользуется завидным багажом знаний и жизненных наблюдений. Играя, малыш проявляет познавательный интерес и благодаря участию взрослого его удовлетворяет. Формирующим началом в данном случае являются, с одной стороны, впечатления, получаемые малышом, а с другой – неотъемлемые возможности через собственную свободную творческую игру их усвоить, сделать этот опыт своим. Настоящая игра для маленького ребенка – это необъятный опыт успешности и поражения, социализации и одиночества, лидерства и подчинения, исследований-открытий и их последствий, которые бывают самыми неожиданными

Главное качество игры – это возможность представить то, чего в данный момент в реальности нет. Играя в морское путешествие, маленький «капитан» просит помощи в создании карты, причем не желает воспользоваться готовой, т.к. она слишком непонятна, а стремится нарисовать сам и запечатлеть его собственное представление. Пассажиры «его корабля» (куклы или другие дети) обеспечены провизией и спасательными жилетами на случай шторма. Дельфины сопровождают корабль. Можно наловить съедобной рыбы и приготовить из нее обед. Чем не познавательное развитие?

Именно в формате свободной сюжетно-ролевой игры с ее условностями, подвижным сюжетом и небольшим количеством атрибутов и развиваются самосознание и произвольность. Ребенок уже способен играть конкретную роль (врача, шофера, кассира и т.д.), он учится добровольно принимать ограничения и правила поведения. Активизируется мыслительная деятельность – внимание, восприятие, концентрация, выделение общих и существенных признаков, способность к обобщению.

«Правильные» развивающие игрушки

Исходя из этого, развивающими можно считать те игрушки и игровые материалы, которые дают импульс к самостоятельной и свободной творческой игре. Игрушки можно условно разделить на те, что относятся к формированию навыков предметной деятельности, и те, которые развивают социально-личностную сферу ребенка. Первая группа больше востребована в раннем возрасте, вторая – в дошкольном и младшем школьном.

Младенец.

Развитие восприятия происходит в общении и наблюдении за отдельными, не теряющимися среди прочих предметами и действиями. Хороши подвесные игрушки: объемные фигурки, простые погремушки, колокольчики, бубенчики. Подвесить можно и тряпичный мячик, Это первое, что малыш сможет взять в руки

Сенсомоторная координация предполагает согласованность восприятия глазами и действий руками. Помимо кухонной увари, так любимой малышами, пригодятся погремушки и игрушки с подвижными частями, желобок и шарик для скатывания , открытые коробки с кубиками и шариками для вынимания и вкладывания ,коробки с крышкой ,стержень с 3-4 кольцами (диаметр отверстия в кольцах больше диаметра стержня по крайней мере в 2 раза больше диаметра стержня) и игрушки-вкладыши (по 2–3 формочки с явными различиями в размерах). Отличной игрушкой для развития моторики и движений является мяч .Он может быть резиновый или большой надувной; прозрачный и перекатывающимися внутри шариками; тряпичный или плетеный Кроме того, мяч – замечательное средство для общения и способности принимать и отдавать.

Для социально-личностного развития незаменима кукла. Пусть она будет совсем простой. Ребенок узнает в ней образ человека. Ее хорошо класть или сажать около ребенка или подвешивать над кроваткой. Это может быть узелковая кукла, неваляшка или кукла-голыш в одежде.

На втором и третьем году жизни.

Моторика, внимание, речь, и мышление формируются во многом благодаря предметной деятельности. Малыш познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для ребенка этого возраста нужны пирамидки из 3-5-7 колец в спокойной цветовой гамме, стаканчики-вкладыши разной формы и размера, матрёшки –3-4 местные, динамические игрушки – клоун акробат, бычок на дощечке и народные игрушки с подвижными частями, шнурок и крупные бусины для нанизывания, желобок и шарики для скатывания, кубики деревянные, «коробки форм», нужны ведерки и незатейливые, удобные для маленьких рук совочки, лопатки, водяная мельница, сачки для «вылавливания» игрушек из ванны. Совершенно необходимы и бытовые вещи – ложки, чашки, полотенца, тряпочки, расчёски и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. .

Играя с такими вещами, с песком и водой малыш открывает для себя их качества. Здесь таится начало познавательного интереса – поиск и открытие различных свойств и способов действия, формируется целеустремлённость и настойчивость.

Как девочке, так и мальчику для здорового личностного развития необходима кукла (мальчику – кукла мальчик). Желательно, чтобы она была похожа на самого ребенка. Это может быть тряпичная кукла в пришивной одежде, или кукла-голыш с комплектом одежды. Кукле требуется кроватка с матрасиком, подушкой и одеялом и ванночка-корзинка. Высокая уютная коляска не только желанна, но и очень полезна для игры и для движения ребенка. Нужна также и кукольные утварь, посуда, одежда с простыми застежками.

Совершенно необходимы и вещи, способные стать в игре предметами-заместителями, которые способствуют развитию фантазии ребенка. Например, деревянные брусочки разных размеров, кусочки ткани, каштаны, и пр.

Для развития движений нужны мячи разных размеров, лошадка-качалка, качели, горки, лесенки, бревна и скамеечки для ходьбы.

Для развития речи полезно рассказывание простых народных сказок с повторением в течение нескольких дней подряд, рассказывание по картинкам. Для этого нужны крупные художественно выполненные картинки в книжках с достоверными, узнаваемыми изображениями животных и людей.

От 3до 7 лет и старше.

В качестве игрушек прибавляются различных размеров лоскуты тканей, деревянные чурбачки и коряги и многообразные предметы неопределенного назначения (брусочки, куски коры, орехи, ракушки, корзины, шнуры, подушечки) - игрушки, открытые для фантазии ребенка, и допускающие различные названия и способ использования (способные служить заместителями разных предметов и персонажей). Наиболее удачными материалами для крупномасштабного строительства являются столы, стулья, шлифованные доски, ширмы, лестницы. Для настольного строительства – это деревянные наборы для конструирования.

Нужны также простые маленькие куколки (пупсики, солдатики), куклы неопределенного пола и возраста (без лица), и животные (размером 5-15 см), пальчиковые куклы и куклы для театра.

Для ролевой игры требуются куклы-дети разного пола 30-50 см, кукольная мебель, посуда, одежда, атрибуты для игры в парикмахера, доктора, магазин, детали костюма, транспортные игрушки. Именно такие игрушки помогают принять и удерживать игровую роль.

Мозаики, материалы для лепки, аппликации и рисование должны быть использованы для свободного творчества, без ограничения ребенка рамками чужих образцов.

Слишком проработанные игрушки, их изрядный ассортимент будут лишь тормозить действительно всеохватный развивающий потенциал свободной игры. Главное качество хорошей игрушки с точки зрения развития – это ее открытость. Чем менее проработан образ – тем больше остается возможности представить, домыслить. Куклы (как и животные) должны иметь только существенные признаки, тогда одна и та же фигурка может изменяться: к примеру, смеяться и плакать, спать и бежать, огорчаться и гневаться. Именно такие игрушки будят и питают воображение, позволяют малышу реализовать свой замысел. Незавершенность образа игрушки важна еще и для того, чтобы ребенок мог видеть в ней те черты и проявлять те качества, которые ему требуются в данный момент.

Материал игрушек имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания. Они трогают всюду разные поверхности и структуры. Слушают звучание, исследуют разные другие свойства. Дети, которых окружают только пластмассовые вещи, живут в обедненном мире. И сенсорные эталоны тут не спасут. Если кукла не отличается на ощупь от кораблика, машинки или детали конструктора, ребенок лишается множества живых впечатлений. Как правило, игрушки, качественно выполненные из натуральных материалов, более долговечны, их легче починить, а это для ребенка - некое подтверждение его уверенности в окружающем мире, в его значимости и надежности.

Качественной, наполненной смыслом и приносящей удовлетворение игра может быть только в том случае, если у детей есть возможность и соответстующим образом огранизованное пространство для приложения сил фантазии

Еще одним важным условием для ее развития является наличие достаточного времени и покоя у ребенка. Примерно полтора часа – это то время, которое требуется для развития и преобразований в игре до того момента, как игровой импульс иссякнет. А под покоем подразумевается ежедневная возможность в опеределенное время дня посвятить себя игре, не отвлечекаясь на TV, радио, резкие голоса и эмоции в доме.

Гимн организованной уборке

Уборка имеет не меньший развивающий потенциал. Организация пространства при крупномасштабном строительнстве и размещение всех игрвых материалов по местам – это два противоположных процесса, требующие от ребенка внутреннего плана действий и представления о конечном результате, внимания и произвольности. А раскладывание многочисленных мелочей по коробочкам-корзиночкам – это великолепное ежедневное упражнение в классификации и тренировка мелкой моторики, соразмерности предметов в пространстве. Если это дело не перекладывать на ребенка, а с увлечением выполнять лет до шести в одно и то же время вместе, то вы сформируете ценнейшую привычку к порядку.

Следует упомянуть и об игрушках, тормозящих развитие ребенка. Это многочисленные электронные транспортные и музыкальные игрушки, интерактивные животные и куклы. Их всех объединяет иллюзия собственной активности. Нажал на кнопочку - получил результат. Но для развития логического мышления малыш должен иметь возможность наблюдать прозрачные для детского понимания процессы и прослеживать закономерности сам. Откуда в этом ящике такое изобилие музыкальных инструментов? И почему машины никто не касается, а она едет? Ведь главное, наверное, что заботливые родители желают внушить своему чаду, состоит в следующем: «все в твоих руках, ты – творец. Ты можешь делать все, что доступно твоему пониманию и даже больше. Твои возможности в твоем творчестве и свободе.» А в данном случае нажатие на кнопки обманывает понимание. Программа дает иллюзию свободы и фантом деятельности. Парадокс в том, что при видимой вариативности действий и свободе выбора ребенок является приставкой к игрушке. Игрушка манипулирует им и задает программу действий. Нажал на кнопку – машина поехала, нажал другую – сделала поворот. Места для деятельности малышу, для его представления, фантазирования и преобразований не остается.

Особая статья – животные и куклы, которые на покачивание и поглаживание, равно как и на долгое невнимание отвечают то, обниманием, то репликами, то плачем. Здесь искаженному развитию подвергается сфера эмоций и чувств малыша.

Может быть хорошо, что все за человека кем-то продумано, изготовлено. Пожалуйста, пользуйся! Но ведь мы хотим, чтобы наши дети выросли творческими личностями, отзывчивыми и активными, не так ли? Так когда же и на чем он будет сам учиться изобретать несуществующее, применяя свой опыт и наблюдения, делать открытия, общаться, любить не виртуально, а реально и заботиться. Напрашивается вывод, что чем более сложной и завершенной является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества и самостоятельных игровых действий.

Много позже, взрослея, ребенок будет свободно реализовывать себя как деятеля самостоятельного, активного, смелого и адекватного. Это ли не главная задача родителей?

Поэтому ищите хорошие игрушки, которые прежде всего побуждают ребенка действовать и творить.




Сообщение отредактировал Вика - Вторник, 04.11.2008, 23:16
 

 

Ирин@ Дата: Вторник, 14.04.2009, 18:48 | Сообщение # 2
Грудничок
Имя: Ирина Нейбергер
Дети: 5 детей
Группа: Модераторы
Сообщений: 132
Репутация:




Какие игрушки предпочитают малыши?

Как часто в семье, имеющей возможности "побаловать" малыша, наблюдается знакомая картина: комната завалена немыслимым количеством игрушек, из которых многие переломаны, заброшены, а малыш на кухне с большим удовольствием возится с мельницей для кофе, с дуршлагом, бидончиком и пр. Дитя складывает в бидончик все, что влезает в его горлышко, и, поминутно встряхивая, прислушивается к пронзительным звукам, а затем поочередно извлекает один предмет за другим. Вот появилась чайная ложка, а вот и крышка от банки и т. п. Взрослый, наблюдая за крохой, недоуменно качает головой. Воистину ребенок — самая большая загадка природы. Чем обусловлены его предпочтения, ну хотя бы из числа игрушек? Почему дорогостоящие Барби валяются, преданные забвению? Почему вчерашний вездеход — сегодня жалкое подобие былого великолепия?

Ответ и прост, и сложен и прост, потому что в своих действиях малыш зависим от предпочтений, обусловленных его возрастом. И чем меньше дитя, тем более оно непредсказуемо в своем выборе. Сложность для взрослых заключается в отсутствии элементарных знаний по проблемам раннего детства. А между тем психология детей первых лет жизни — особый раздел науки. Знания о раннем детском возрасте нужны для взрослых, воспитывающих малышей. Так, например, необходимо знать, что на первом году жизни ребенку целесообразно давать шарики, кубики, колечки, втулки и т. п. Малыш осваивает их "физически", накапливая практический опыт действий с предметами. Он еще не умеет играть с образными игрушками: куклами, машинами и т. п. Дитя не выстраивает сюжет, например, "кукла кушает" или "мишка купается". Ребенка увлекает сам процесс воздействия предметом на предмет. Поэтому малыш безжалостно отрывает колеса у дорогого самосвала, разбирает по частям сверкающий вездеход или возит за ногу по полу куклу, наблюдая, как "хлопают" ее глазки. Ему хочется все разобрать на части, потому что малыш накапливает практический опыт действий с предметами, познает зависимости формы, величины, массы, а также изменения, связанные с положением предметов в пространстве. В этот период детства малышу не следует дарить дорогостоящие игрушки, которые он не может ни разобрать, ни собрать, а рассчитывать на сюжетную игру крохи еще слишком рано.

Только на втором году жизни ребенок начинает играть с игрушками, используя их по функциональному назначению. Это значит, что малыш куколку укачивает, кормит, поит и т. п., на машинке перевозит кубики, кукол и т.п. Он действует по подражанию, открыв для себя тайну игрушки: вот, оказывается, как можно с ней действовать, как следует поступать. Ребенок отображает кусочек собственной жизни. Нет, он не берет на себя роль, а только неоднократно проигрывает само действие. Так в жизни маленького ребенка рождается сюжетно - отобразительная игра. Дитя откликается не на внешний лоск игрушки, а на ее функциональные свойства. Игрушка, прежде всего, должна быть удобна для маленького ребенка, выразительна, разнообразна в употреблении.

Ученые, проводившие исследовательскую работу с двухлетними детьми, отметили следующую закономерность: чем меньше ребенок, тем проще, декоративнее должна быть кукла. Известно, что после полутора лет кукла выступает для ребенка в функции человека, а не просто предмета. По просьбе взрослого малыш кормит, катает и баюкает куклу. Ребенку полутора-двух лет нужна кукла с образом сверстника — голыша, девочки, мальчика. Величина куклы может быть в пределах 40 см. Желательно подобрать куклу из мягких материалов (тканей, резины, пластизолей и т.п.). Нужны куклы шарнированные, т. е. с вращающимися ручками и ножками. Двухлетнему ребенку нравятся озвученные куклы. Кукла с закрывающимися глазами позволит малышу обогатить игру новым содержанием. Ведь именно на третьем году жизни ребенок начинает брать на себя роль, а это значит, что он изображает маму, доктора, шофера. Теперь для игры с куклой малышу необходимы кроватка, столик, стулья, посуда и т. п.

Так в жизнь ребенка приходит ролевая игра. Малыш демонстрирует развернутость ситуаций, игра более насыщена и приближена к жизни. В игре преобладают бытовые мотивы. И что самое главное — ребенок отражает в игре действия близких людей. Это значит, что малыш, беря на себя роль мамы, изображает именно свою маму. Если он изображает доктора, то именно того, к которому он ходил в поликлинику. Подражание взрослым формирует ролевое поведение в игре.

Ученые отмечают одинаковый интерес мальчиков и девочек к игре с куклой. В самостоятельной игре дети оставляют без внимания слишком большие куклы как неудобные, а также твердые. Особый интерес проявляется к шарнированной кукле 30—40 см, так как шарнир помогает одевать и раздевать, сажать ее и т. п.

Если в начале второго года рекомендовались куклы с лепными париками, так как малыш не мог еще отображать в игре уход за волосами куклы, то на третьем году на смену лепному парику должен прийти пришивной парик с короткой стрижкой. Теперь ребенок с удовольствием расчесывает кукле полосы, прекрасно справляется с этим заданием.

Изучение игрового поведения детей третьего года жизни, связанного с выбором игрушек, показало, что наибольшим успехом у малышей пользуются игрушки-животные. Причем дети более младшего возраста (1, 5—2, 5 года) выбирают игрушки мягкие, гнущиеся, из резины, поролона, ткани. Малыши очень любят изображения домашних животных, знакомых персонажей сказок, героев веселых потешек: собачку, кошечку, петушка и курочку, коровку и лошадку, свинку и овечку, уточку.

Ребята более старшего возраста (2, 5—3 года) любят играть с плоскостными моделями, изображающими животных. Значительно расширяется номенклатура детской избирательности. Теперь малыш отдает предпочтение диким животным - "зверушкам" (волк, медведь, лиса, кабан, заяц, тигр и пр.) Привлекают и экзотические животные: слон, крокодил, бегемот, "кашалотик - кашалот" и пр. У малышей первые простейшие знания о животных начинают складываются в результате неоднократного наблюдения за ними. Дети замечают, что у всех животных имеются глаза, уши, рот, лапы; они перемещаются в пространстве, едят и пьют; они живые.

К двум годам малыши узнают в натуре, на картинках, по игрушкам: кошку, собаку, петуха, курочку, птицу, рыбку, корову. Начинают понимать разницу между живым и неживым объектом (заводная игрушка бедна по запасу движений, не требует ухода и т. д.). У детей проявляется большой интерес к заводным игрушкам. Это игрушки-забавы. Знакомство с заводными игрушками должно проходить в эмоционально доброжелательной форме. При показе игрушечных животных взрослый никогда не должен изображать страх на лице, боязнь, что они "укусят". Иногда взрослые делают последнее, желая пошутить, подчеркнуть, что игрушка живая. Но эффект от этого получается неожиданный. Среди игрушек особое место занимают животные, стилизованные под человека: слоник в фартучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках, мишка в шапочке, петушок в сапожках и т. п. Их можно купать, кормить, водить за ручку, катать в коляске, разговаривать с ними, т. е. действовать, как с куклой.

Такая аналогия позволяет взрослому, во-первых, организовать игры и инсценирование с игрушками-животными как с "живыми" объектами на уровне знаний, доступных ребенку второго-третьего года жизни; во-вторых, учить отображать бытовые ситуации (купание, кормление и т. п.) и закреплять обобщенные представления о них; в-третьих, развивать умение сравнивать и выделять внешние отличительные признаки человека и животных; в-четвертых, подводить ребенка к пониманию реального и сказочного в окружающей действительности.

Взрослым следует принять во внимание, что к трем годам игра ребенка усложняется. Он проигрывает довольно сложные сюжеты, в которых задействованы не только сюжетные игрушки, но и строительные наборы. Малышу необходимы строительные наборы, включающие объемные геометрические фигуры: кубы, параллелепипеды, призмы, пластины, цилиндры, бруски и пр.

Ну а как относятся малыши к игрушкам, отображающим наш быт (утюги, посуда, мебель и пр.)? Эти игрушки по предпочтению вышли на третье место. Например, ребенка очень увлекает игрушечный столик, сервированный кухонной, столовой и чайной посудой. Значит, наборы этих предметов будут прекрасным подарком для девочки 2, 5—3 лет. В игре с бытовыми игрушками перед ней открываются большие возможности: приготовление еды, мытье посуды, уборка ее в шкафчик и т. п. Вот уж когда мама сумеет в действиях дочки узнать себя, оценить свою собственную домовитость, аккуратность и хозяйственность! Придется воочию убедиться, что дитя — ваше "зеркало". "Ну, а что же сыновья?" — спросят нас мамы мальчиков. Вам, дорогие мамы, необходимо знать, что в возрасте 2, 5—3 лет мальчики играют с бытовыми игрушками с таким же удовольствием, как и девочки: работают утюжком, стирают в корытце, "намыливая" кубиком кукольное белье. Нет, это не деградация мужского начала в ребенке, а форма отражения счастливого быта семьи, где между мужем и женой существуют гармоничные отношения любви и взаимопомощи. Именно в таком микроклимате в мальчике закладываются качества, которые помогут ему в будущем стать хорошим семьянином.

"Неужели у малышей не пользуются популярностью машины?" — спросят заботливые мамы, желая воспитывать в мальчиках "мужские" качества. И окажутся абсолютно правы. Конечно, малыши и в первую очередь мальчики, очень любят автомобили.

Исследование показало, что почти половина малышей в качестве любимой игрушки выбирает машину. Наибольшим успехом в этом возрасте пользуются машины средних размеров. Особенно привлекают машины-фургоны с открывающимися дверцами. Почему? Да потом что такая машина немного "загадка": что внутри? Никто не видит! А вот попробуйте догадайтесь! Так начинается игра.

Кстати, девочки так же, как мальчики, обожают машины и играют с ними, выстраивая интереснейшие сюжеты.

Что же, игра мальчиков и девочек не имеет отличий? Уже в 2, 5—3 года можно заметить разницу в использовании, казалось бы, одних и тех же игровых предметов. Во-первых, девочки в 6 раз чаще обращаются к игре с куклой. Во-вторых, у мальчиков 2, 5—3 лет значительно выше предпочтение к технической игрушке. Если девочки интерес к кукле проявляют в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка, приготовление обеда и пр.), то у мальчиков игра с куклой разворачивается в связи со строительными ситуациями, транспортными "услугами". Например, мальчики строят дома для кукол, перевозят в машинах кукол и их имущество.

Примерно 25 % детей (и мальчиков, девочек) демонстрируют яркую игровую фабулу. Важно отметить, что для дошкольника игра — ведущий вид деятельности, развитость которого отражает его внутренний мир, обогащенность и эмоциональность, насыщенность и информативность жизни. Особый интерес вызывает у малышей игрушка-телефон. Почему? Потому, что это игрушка-собеседник. Как часто он выручает нас, взрослых, когда мы не можем уделить внимание крохе. Малыш выходит из затруднительной ситуации, и начинает с нами общаться в воображаемой ситуации, по телефону. Эта игрушка помогает ребенку вообразить ситуацию "на том конце провода". Прислушаемся разговору сына или дочери... И узнаем себя в своих повседневных заботах, знакомых интонациях голоса и речевых высказываниях. И еще: игрушка-телефон поможет нам узнать, о чем мечтает наш малыш, чего он боится, кого любит и ждет с нетерпением. Так что, если вы еще не успели купить своему ребенку телефон, поспешите сделать это.

Какое же заключение напрашивается из анализа научной информации? В раннем детстве преждевременно делать вывод об игре малышей по "мальчишечьему" или "девичьему" типу. Тем и замечателен этот уникальный возраст, что игровые сюжеты рождает в ребенке сама жизнь. Все решают обогащенная окружающая среда, впечатления малыша и характер общения со взрослыми — родителями и семье, воспитателями в детском саду.

Итак, исследование игровых предпочтений, полученных учеными в эксперименте, показало, что дети в возрасте от 1, 5 до 3, 5 лет отдают предпочтение игрушкам в следующем порядке: на первом месте — игрушки-животные, на втором — игрушки-забавы, на третьем — игрушки на бытовые темы, на четвертом — машины, далее — куклы, а затем игрушки, развивающие движения, например мячи, каталки, обручи и пр.

Автор: Л. Павлова


.........После 40 жизнь только начинается......

Подарки к 8 марта:
(Двойняшки)

(Двойняшки)
Подарок к 1 мая

(Двойняшки) (Алекса)

 

 

Форум » Раннее развитие » Игры и игрушки » Развивающие игрушки. Что это такое?
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Сегодня были:
Самые активные мамочки:
  • Двойняшки
  • Bol-ulik
  • Аня
  • MIFiD
  • Франческа
  • Вика
  • Оленька
  • мамашка
  • Lexema
  • Радость


  • Сайт о материнстве и детях "Кроха" © 2020


    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
    Добавить сайт в "Избранное"
    Чат нашего форума!
    Для добавления необходима авторизация
  • Главная страница
  • Фотоальбом
  • Каталог статей